Слегка поостыли страсти вокруг условно осужденного парламентария Сергея Шевченко. Видимо, лишь 6 марта (в преддверии Международного женского дня!) депутатам будет официально предложено согласовать назначение Ирины Потехиной и Анны Марковой в должности вице-губернаторов. Короткая передышка позволила представителям правой части мариинского политического спектра внести свой вклад в начавшийся процесс крупноблочного строительства.
На минувшей неделе свершилось то, в чем до последнего момента многие сомневались. Фракции СПС и «Яблоко» объявили о создании единого блока. Еще не так давно, во времена канувшего в Лету ДВР, эти силы считались непримиримыми оппонентами, а порой и на дух не переносили друг друга. Теперь же, по словам «яблочного» лидера Михаила Амосова, расхождения между ними «лишь в нюансах». «Мы, как добропорядочные люди, долго проверяли свои чувства, пока наконец не убедились, что без союза нам не обойтись», — остроумно заметил глава фракции СПС Михаил Бродский.
Не исключено, что со временем это милое семейство естественным образом трансформируется в «любовный треугольник». К блоку СПС — «Яблоко» вполне может присоединиться давнишний союзник — выпестованная нынешним спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым фракция «Законность». В этом случае оппозиционные Смольному силы будут по всем статьям превосходить соперников из прогубернаторского блока, который на днях дал глубокую трещину. Причем «пробоина» образовалась в, казалось бы, самом сильном месте. После ухода Алексея Тимофеева прекратила существование наиболее преданная губернатору фракция «300-летие города». По злой иронии судьбы она «сгинула» в день заседания комиссии по подготовке к юбилейным торжествам…
Оценивая перспективы двух ведущих межфракционных образований, нельзя не согласиться с доводом г-на Амосова о «разных категориях блокирования». Союз СПС и «Яблока» покоится на партийной основе, за ним стоят достаточно влиятельные силы общероссийского калибра. Тогда как трехфракционная «Единая Россия» (плюс-минус «300-летие города») пока представляется лишь отвлекающим политтехнологическим маневром для завоевания плацдарма вокруг рождающейся в муках местного отделения «партии власти». При таком раскладе сил фракция «Единство» Вадима Тюльпанова оказалась в двойственном положении. Недавнее упразднение одноименной партии подрывает статус «медведей»-старожилов. С другой стороны, тюльпановцы получили уникальную возможность стать арбитром в неминуемой политической схватке двух мариинских блоков.
Вернемся, однако, к злоключениям депутата Шевченко, который вплоть до сегодняшнего дня сохранял свои полномочия, несмотря на письменное намерение добровольно от них отказаться. Отставку можно будет считать принятой лишь после оглашения его «последней воли» на пленарном заседании спикером ЗакСа Сергеем Тарасовым (и никем другим!). В прошлую среду Сергей Борисович отсутствовал, что моментально дало богатую пищу для пересудов о том, надолго ли затянутся его командировки в середине недели…
В истории петербургского ЗакСа уже были примеры того, как публично отказывавшиеся от своих мандатов депутаты затем меняли намерения. В 1995 году Юрий Новолодский, жутко обидевшись на соратника, проголосовавшего «не так» его электронным ключом, написал заявление об уходе. Однако быстро одумался и, вопреки намерениям оппонентов выполнить недвусмысленно выраженную политическую волю Юрия Михайловича, еще не один год трудился на законотворческой ниве. В 1997 году благодарные коллеги не отпустили «на покой» Вячеслава Щербакова и Игоря Артемьева, успешно совмещавших депутатскую деятельность с исполнением вице-губернаторских обязанностей. Первый из них порой даже умудрялся участвовать в принятии законов, а потом скреплять их своей подписью, подменяя отсутствующего губернатора…
Час Пик ,
13.02.2002