Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Александр Запесоцкий: Моя задача - "чтобы знали"!
28.12.2001 00:01
Александр Запесоцкий - фигура "многоканальная". Его программы включают в свои сетки вещания РТР и "Культура", ТРК "Петербург", ТНТ и СТС. А то, что не показывает центральное телевидение, копируют "ходоки" из Калининграда, Хабаровска и Алма-Аты для показа по местным сетям. В авторском каталоге Запесоцкого - свыше 200 программ: циклы "Университетские встречи", "Вечер с Александром Сергеевичем", "Ужин при свечах", "Высший бал(л)", художественно-публицистические и музыкальные передачи. В последнее время петербуржцы видят его и в прямом эфире Молодежного телеканала.

Мы встретились с Александром Запесоцким в его квартире на углу Чапыгина и Каменноостровского. Непривычно домашний профессор поил нас чаем и отвечал на вопросы.

- Александр Сергеевич, в последние годы вы выполняете за неделю примерно месячную норму обычной питерской телезвезды. Возникает вопрос: кто вы больше - ректор или телевизионный автор, ведущий, продюсер?

- Пожалуй, ректор я - больше, а человек телевидения - дольше. В этом году, 22 октября, исполнилось 10 лет моей работы ректором. А на телеэкране впервые я появился в родном Курске в 1968 году - тогда у меня брали интервью как у победителя Всесоюзного чемпионата по плаванию. А первый мой визит на Чапыгина состоялся и того раньше - сорок лет назад...

Мои корни - в театрально-телевизионной семье. Мама, Елена Степаненко, более четверти века работала на Ленинградском телевидении - закончила Киевский театральный институт, была потрясающей красавицей и ведущей актрисой Курского драмтеатра. (К слову, когда мне было три года, меня с позором выгнали из театрального зала - на сцене какой-то "негодяй" обижал маму. И я страшно разорался). Мама играла в разных российских театрах. В конце 50-х - в Мурманске. Там в это время открывался телецентр, и по такому случаю из Ленинграда был направлен лучший телевизионный диктор - не менее ослепительный, чем мама, красавец Сергей Тулупников. И... состоялась настоящая любовь. Очень романтичная.

Сергей Иванович и мама начали работать в Ленинграде. Так что зарождение и взлет Ленинградского телевидения произошли на моих глазах. У меня хранится фотоархив Сергея Тулупникова, где он запечатлен с Юрием Гагариным, Микисом Теодоракисом и другими героями своего времени - выдающимися летчиками, хирургами, моряками. Один из самых дорогих для меня снимков - тот, где шестилетний Саша Запесоцкий рядом с Сергеем Тулупниковым на ступеньках Чапыгинского телецентра.

До 16 лет я жил у бабушки, в Курске, но на каникулы всегда приезжал в Ленинград. Меня не с кем было оставить дома, и мама брала с собой на работу. Это было безумно интересно! Эра прямого эфира, бескорыстное телевидение, которое делали честные, талантливые, интеллигентные люди...

- Вы ведь начали вести телепрограммы в начале восьмидесятых. Родители "продвинули"?

- Конечно, продвинули. Но вовсе не в вульгарном смысле... Просто все мое детство прошло "внутри" телевизионных технологий. На моих глазах Сергей Иванович генерировал идеи "Голубых огоньков", своих знаменитых тогда циклов про авиаторов, цирковых артистов, гениальных врачей. На моих глазах писал сценарии, общался с людьми, проводил съемки. Популярные тогда детские телегерои Жаконя и Телевичок были моими друзьями - они жили в мамином рабочем кабинете за шкафом, и я с ними играл. К нам домой приходили Ефим Копелян, Михаил Волков...

Уже позднее, работая в Государственном оптическом институте, я начал организовывать молодежные музыкальные вечера. Это привело меня к смене специальности, написанию кандидатской диссертации о дискотеках. В то же время на телевидении появилась программа "Дискотека", и у режиссера Клары Фатовой были проблемы с профессиональными артистами: они не справлялись с ролью ведущих (тогда практически ни у кого не было опыта в жанре ток-шоу). И она решила попробовать привлечь самодеятельность.

Управление культуры порекомендовало меня. Фатова меня по фамилии не знала, да и по детскому периоду не вспомнила. В общем, мама услышала обо всем только после первой съемки, которая принесла мне тогда неожиданную известность.

Потом были еще телецикл "5 х 5" (в котором, кстати, впервые на телеэкранах страны появился Валерий Леонтьев), авторские сюжеты в знаменитых тогда программах Бэллы Курковой "Монитор" и другие. В общем, я сам уже теперь, извините, элемент истории Ленинградского телевидения.

- Кстати, об известности... По опросам Института Гэллапа, вы находитесь в числе десяти самых влиятельных представителей науки и культуры Санкт-Петербурга - вместе с Жоресом Алферовым, Кириллом Лавровым и Алисой Фрейндлих. Андрей Петров недавно поставил вас в ряд эталонных петербургских интеллигентов, вслед за Дмитрием Лихачевым и Даниилом Граниным... Как вы сами чувствуете себя в таком ряду?

- Весьма неуютно! Как школьник из младших классов: хочется побузить, но ты на виду, а родители рядом, и опозорить их нельзя. От меня все время ждут академического поведения - а почему, собственно? Пришел бы я в нынешнюю ситуацию, скажем, из филологии - как Людмила Алексеевна Вербицкая, - тогда другое дело. Но ведь по образованию я физик. Юность моя прошла в артистической среде, и работаю я в вузе, где 70% составляют факультеты культуры и искусств. Да и вообще мне с детства больше нравились капустники, чем комсомольские собрания...

- А правда ли, что вы в свой день рождения летали в Гуманитарном университете... на помеле?

- Да, это правда - летал. На сцене в театральном зале. Тогда наша выпускница Таня Абрамова с известным трио приняли меня к себе почетной Бабой Ягой.

- Ну и как такой человек может руководить вузом, Конгрессом петербургской интеллигенции?

- При сегодняшнем положении дел в российских вузах на каждый из них и нужна как минимум одна Баба Яга. Что касается интеллигенции - это наше национальное достояние. Тут шутки неуместны. Когда живешь в городе, где есть Жорес Алферов, Даниил Гранин, Андрей Петров, Кирилл Лавров, иногда хочется быть рядом, чтобы хоть немного оказаться им полезным. Не столько даже этим людям, сколько городу, в особенности - молодежи... Несведущие или недобросовестные люди иногда представляют Гуманитарный университет профсоюзов как машину по деланию денег. Реально же сущность совершенно другая.

Наш университет - один из механизмов обеспечения культурной преемственности поколений. От Лихачева - к новым Лихачевым, от Гранина и Петрова - к новым Граниным и Петровым. В этом же смысл Конгресса петербургской интеллигенции, где у меня вспомогательная роль руководителя исполкома, а председательствует Михаил Пиотровский. В этом же и состоит смысл большинства моих телепрограмм.

- Вот об этом, пожалуйста, подробнее...

- К примеру, "Университетские встречи" задуманы как диалог поколений. Каждый год на авансцене истории появляются новые 17-летние, которые (не удивляйтесь!) могут и не знать имен Бехтеревой, Богословского, Вознесенского, Капицы, Раушенбаха и так далее. И нам тут не надо всплескивать руками. Нужно просто вспомнить: сколько телевидение уделяло внимания Богословскому или Раушенбаху в 90-е годы? Ведь если не заниматься этим специально, то лет через десять молодежь не будет знать Гурченко и Ширвиндта, как сегодня (увы!) не знают Миронова и Высоцкого. Моя задача - "Чтобы знали". "Ужин при свечах" - это еще одна попытка организовать теледиалог поколений, но только на более узкую, но очень важную тему - "про это...". Вы понимаете, школьные учителя и многие семьи занимают до сих пор в большинстве случаев откровенно ханжескую позицию, когда речь заходит "об этом". Абортов и матерей-малолеток хоть пруд пруди, а мы говорить о любви стесняемся! Вот я и попытался дать молодежи достойных собеседников: Эльдара Рязанова, Марка Тайманова, Юрия Любимова, Иосифа Кобзона - им есть что сказать о любви.

Правда, эта программа у меня до последнего времени получалась не совсем так, как была задумана. Но вскоре зритель увидит то, что я изначально пытался сделать...

- А что именно?

- Программа оказалась удивительно трудной в постановочном плане - по созданию необходимой психологической обстановки. Шесть собеседников, очень разных и с разными ролями. Причем такая композиция социальных ролей настолько необычна, что всем участникам трудно преодолеть психологический зажим, заговорить нормальным языком. Однако в последнее время - заговорили. Уже сняты в нужном ключе программы с директором Пушкинского дома Николаем Скатовым, с дуэтом "Чай вдвоем", звездой мира рекламных технологий Андреем Ульяновским, артистом Николаем Караченцовым, писателем Семеном Альтовым... А насчет "Высшего бал(л)а" - в следующем году у нас запланированы съемки четырех отборочных туров и финала.

- Готовите ли новые проекты?

- Да, готовим. Но вообще я отношу себя к "уходящей натуре". Я имею в виду - уходящей из кадра, с экрана. Я хочу поспособствовать появлению новых звезд, продолжающих, между прочим, телевизионные традиции Сергея Тулупникова и Клары Фатовой. Именно для этого в СПбГУП созданы кафедра журналистики, Молодежный телевизионный канал и студия прямого эфира. Вещание ведется по каналу ТНТ, утром по вторникам, четвергам и пятницам. Пока, конечно, еще сыровато. Но постепенно там собираются замечательные творческие силы. Вот оттуда и ждите новостей.

Первый выход на экраны МТК состоялся 26 ноября 2000 года из аппаратной Гуманитарного университета профсоюзов. Идея принадлежала Андрею Мокрову, руководителю питерского ТНТ и заключалась в создании студенческого утреннего телевещания для молодежи нашего города в возрасте от 15 до 25 лет - для молодежи, что называется, интеллектуально продвинутой. Эта мысль показалась очень интересной ректорату.

С одной стороны, у нас активно развивается кафедра журналистики. Очень много талантливых, перспективных студентов, которые нуждаются в базе для практики. С другой - думающей части молодежи не всегда удается найти что-то для себя, по крайней мере в утреннем эфире. Молодых ведь на самом деле очень мало волнует, куда поехал министр А. или что сказал депутат Б. И наконец, университет (и это естественно) очень заинтересован в диалоге с юными интеллектуалами. В итоге мы подписали соглашение с ТНТ на вещание 5 дней в неделю с 7 до 9 утра. СПбГУП вложил более 500 тысяч долларов в создание студии прямого эфира в своем здании, на Фучика, 15, и подключился к оптоволоконному кабелю.

11 месяцев мы делали одну программу в неделю по пятницам и повторяли ее во вторник. Профессионалы не поверят, но у нас в штате МТК всего 7 сотрудников. Зато молодежный студенческий актив - около сотни человек. Но постепенно обнаружились и проблемы. Одна из них - психологическая сложность работы в прямом эфире. Нужно интервьюировать гостей, отвечать на телефонные звонки в студию, импровизировать, контролировать время. А актив МТК - в основном студенты первых курсов, вчерашние школьники.

- И вы решили их заменить?

- Не совсем так. Я решился на эксперимент: 17 программ в ноябре и декабре - некий переходный период, в ходе которого я вывожу массу студентов в прямой эфир и помогаю ребятам адаптироваться. Моя задача - подготовить к январю три-четыре пары ведущих, способных работать самостоятельно. Одновременно наращиваем объемы вещания. С 29 ноября выходим три раза в неделю. По четвергам - уже без меня. После 10 февраля надеемся выходить в эфир пять раз в неделю - с понедельника по пятницу. К этому моменту, полагаю, меня уже совсем не будет в утреннем эфире.

- Почему так?

- Трудно вставать в пять утра. Потом весь день выбит из колеи, не могу нормально работать, я ведь "сова". Да и при нормальном ходе событий, когда ребята справляются, делать мне там нечего. В стране растет замечательное поколение, а телевидение, особенно центральное, все показывает нам каких-то абсолютно диких, бескультурных мальчиков и девочек. России нужны другие телесобеседники и другие телегерои. Надо меньше копировать американцев и больше уважать самих себя. Надо уметь правильно взращивать свой завтрашний день. Это позиция нашего университета, которую мы претворяем и будем претворять в жизнь.
Вечерний Петербург , 28.12.2001

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru