Приход второго оператора стандарта GSM в Петербург сопровождался массированной рекламной кампанией — весьма эффективной с точки зрения привлечения клиентов, но обернувшейся скандалом, в котором переплелись интересы участников рекламного рынка и петербургской политической элиты.
Столичная сотовая компания «Мобильные Телесистемы» пыталась выйти на петербургский рынок с начала прошлого года. Лицензию на строительство новой сети стандарта GSM в Петербурге имел другой оператор — «Телеком XXI», так и не собравший средств для начала полноценной работы. В итоге МТС купила «Телеком XXI» и объявила о начале работы в декабре. Естественно, что приход второго цифрового оператора на рынок, где прежде монопольно царил «Северо-Западный GSM», должен был сопровождаться соответствующей рекламной кампанией.
В сентябре прошлого года руководители МТС начали выбирать рекламное агентство, способное справиться с проведением столь масштабной акции - по предварительным оценкам, адекватный рекламный бюджет составлял не менее 6 млн долларов. В финале этого тендера оказались одно из крупнейших рекламных агентств Петербурга «Прайм» и информационное агентство «РосБалт», до этого не проводившее массовых рекламных кампаний.
Эксперты ожидали, что выбор падет на опытного и крупного рекламиста. Утверждали, что менеджеры МТС доказывали своему руководству нецелесообразность выбора «РосБалта» в качестве партнера по ведению PR-кампании, но в ответ им объясняли, что за правильный выбор обещано решение любых вопросов в Питере. Наблюдатели связывали это прежде всего с тем, что, как известно, агентство «РосБалт» возглавляет супруга полномочного представителя президента на Северо-Западе Наталья Черкесова. В прессе появились сообщения о том, что весь рекламный бюджет МТС в Петербурге достанется именно «РосБалту».
Представители «РосБалта» это отрицали, называя «своим участком работы» только пиар-поддержку выхода МТС на петербургский рынок. Формально так оно и было — по крайней мере на первом этапе. Как позже выяснилось, СМИ несколько поторопили события. Или — предугадали их развитие.
Поначалу руководители МТС, на месте выбиравшие рекламиста, решили, что проводить дорогостоящую кампанию станет именно «Прайм» — «Телеком XXI» заключил с агентством ряд контрактов. В день подписания рекламных договоров между «Праймом» и «Телеком XXI» в офисе агентства появились налоговые полицейские, которые изъяли часть документов. Особенно полицейских интересовали материалы о сотрудничестве рекламистов с МТС. Говорят, конкуренты «Прайма» — понятно, что крупный рекламный заказ не мог обойтись без борьбы, — сообщили о проблемах агентства с налоговой полицией руководителям и владельцам МТС, намекнув, что есть и другие рекламисты, способные помочь новому GSM-оператору в Петербурге.
Тем не менее, «Прайм» согласовал со средствами массовой информации объемы размещаемой рекламы и расценки, оплатил рекламные блоки на телевидении, радио и в печатных СМИ. Однако вскоре после 11 декабря, когда МТС начал массово подключать абонентов, рекламное агентство столкнулось с трудностями, как утверждают, возможно, и искусственного характера. Например, агентство «Медиа-интернешнл» (дочерняя структура агентства «Бизнес Линк — Реклама»), отвечающее за размещение петербургской рекламы на телеканале РТР, повысило цены. «Прайм» из-за внезапного повышения расценок не смог дать в эфир согласованное с МТС количество рекламы. Кроме того, накануне старта сотовой компании в Петербурге, так же внезапно для «Прайма», повысило рекламные расценки «Русское Радио». «Прайм» уведомил об этих повышениях руководство МТС, которое дало указания: разместить на РТР столько роликов, сколько позволят новые расценки, а на «Русское Радио» рекламы больше не давать.
В январе этого года разразился скандал. Руководство фирмы «Телеком-ХХI сообщило, что ее служба экономической безопасности обнаружила невыполнение обязательств со стороны «Прайма» (речь шла о РТР и «Русском Радио»), а также бесследное исчезновение десятков тысяч рекламных долларов МТС. Тем не менее «Прайму» удалось погасить скандал — руководители агентства предложили провести независимый аудит потраченных средств. В «Телекоме XXI» после этого заявили, что погорячились, и извинились перед рекламистами.
Однако после инцидента московское руководство МТС решило передать всю рекламную кампанию «РосБалту». Директор «Телеком XXI» Андрей Румянцев попытался убедить столичных топ-менеджеров в нецелесообразности такого хода, но наткнулся на жесткий ответ: «Если будете продолжать дискуссию на эту тему, все руководство петербургского представительства МТС будет уволено в 24 часа». В итоге уже 24 января «РосБалт» получил письмо о том, что агентство является официальным PR-представителем компании МТС в Санкт-Петербурге (говорят, местному руководству МТС даже дали понять, что это «Росбалт» нужен компании МТС, а не наоборот).
По мнению специалистов, «РосБалту» вряд ли удастся в одиночку проводить рекламную кампанию МТС - не хватит опыта и мощностей. Скорее всего, помогать «Росбалту» в освоении заказа станет агентство «Бизнес Линк — Реклама» (с «Медиа-интернешнл» у него самые добрые и тесные отношения). Вероятно, в ближайшее время «Бизнес Линк — Реклама» под формальным кураторством «РосБалта» получит заказ на всю телерекламу сотового оператора.
Комментарий
Генеральный директор «Бизнес-Линк – Реклама» Виктор Конященков:
Мы бы, наверное, не отказались от заказа на проведение рекламной кампании, но предложений от «РосБалта» пока не поступало. Также хочу заметить, что «Медиа Интернешнл» - не наша дочерняя фирма, а подразделение московского «Видео-интернешнл», и диктовать им цены на рекламу мы не можем.
Известия - СПб ,
11.02.2002