Получить новый самолет, полный аналог уже существующего ИЛ-96-300, российский президент хотел давно. Требовала этого и техника безопасности: у каждого лайнера, на котором летает глава государства, должен быть самолет-дублер на случай неожиданной неполадки. Сейчас в распоряжении Владимира Путина восемь бортов: два ЯК-40, два ТУ-134, два ТУ-154М, ИЛ-96-300 и ИЛ-62. То есть дублером ИЛ-96-300 выступает старичок ИЛ-62.
К началу 2001 года заказали Воронежскому авиазаводу сборку нового президентского борта. Очень кстати, как сообщили «Собеседнику» сотрудники этого предприятия, у них уже были перебои с зарплатой.
Конструкторы Авиационного комплекса имени Ильюшина взяли за основу пассажирский дальнемагистральный авиалайнер ИЛ-96-300.
На лайнере, как и на любом пассажирском самолете, не будет ни катапульты, ни парашюта для президента.
«За десять лет мы оборудовали 45 российских самолетов»
Тендер на обустройство внутреннего убранства нового самолета российского президента выиграла британская компания Diamonite Aircraft Furnishings, Ltd. Сейчас она приступила ко второму этапу работ: в начале апреля специалисты компании проведут на Воронежском авиационном заводе «примерку» убранства «борта №1».
Подробностями этого проекта с «Собеседником» поделился глава фирмы Дэвид Кокс.
— Как вы узнали о строительстве нового президентского борта?
— В июне 2000 года мне позвонил мой старый знакомый г-н Шипиль, генеральный директор государственной транспортной компании «Россия», и предложил приехать в Москву обсудить один важный контракт, но какой — не сказал. Я приехал. И не пожалел: выяснилось, что речь идет об оформлении президентского самолета ИЛ-96 класса VIP.
— Почему Шипиль обратился именно к вам?
— У нас с Николаем Владимировичем давние отношения. Наше знакомство состоялось семь лет назад, когда он работал в авиакомпании «Пулково». Шипиль поручил нам тогда переоборудовать пять самолетов ТУ-154. Мы это сделали в Бирмингеме за рекордный срок — всего за 15 недель. За все годы эксплуатации наше оборудование не состарилось, в «Пулково» остались довольны и уровнем проектирования, и качеством интерьера. Поэтому, когда решался вопрос, какой компании доверить оформление салона самолета Владимира Путина, г-н Шипиль порекомендовал именно «Даймонайт».
— А был ли у вас опыт оформления VIP-салонов?
— За десять лет мы оборудовали 45 российских самолетов, из них 12 VIP-класса. Но это были лайнеры банкиров. Впрочем, нам довелось создать интерьер и одного президентского борта: мы создали «лицо» ИЛ-62 для президента Украины Леонида Кучмы.
— Президент России высказывал вам свои пожелания по интерьеру самолета?
— С самим Владимиром Владимировичем мне так и не удалось встретиться. Мы получали его замечания в письменном виде — через помощников президента. Мы просто высылали в Кремль наши эскизы дизайна салона, образцы тканей, других отделочных материалов. Он отобрал то, что понравилось. Могу сделать ему комплимент: у него великолепный вкус.
— Вам приходилось учитывать пожелания российских спецслужб?
— Мы с ними взаимодействуем, скажем так. Иначе невозможно: они должны охранять главу государства, и эту сложную задачу нельзя ставить на второй план, после интерьера.
— Насколько мы знаем, вы не единственная компания, которая участвует в оформлении «борта №1». Вместе с вами этим занимается еще и российская фирма «АФРУС». В чем заключается ваша часть работы?
— Мы должны выполнить все то, что впоследствии можно будет назвать внутренним убранством президентского салона, а потом «одеть» во все это самолет. Сейчас наши специалисты подбирают детали для интерьера. Ткани, портьеры и панели мы заказали в Англии, мебель будет собрана по миру, кресла, к примеру, «приедут» из США. На сегодняшний день именно в этой стране производят кресла самого высокого стандарта.
Большая часть подготовительных работ сделана, и уже в апреле мы планируем произвести примерочную установку оборудования. Отправим шесть специалистов в Воронеж, где собирается авиалайнер. Они все проверят, состыкуют, для того чтобы позже, в Бристоле, «дотянуть» оставшиеся мелочи. Окончательная сборка произойдет не раньше чем через полгода там же — на Воронежском авиазаводе.
— Каким будет президентский самолет внутри?
— Там есть все, чтобы Владимир Путин мог чувствовать себя комфортно. Президентский номер со спальней, ванной, душем и столовой, медицинская комната, конференц-зал, комната для министров и других официальных лиц, еще несколько комнат для сопровождающих его людей, в том числе прессы. Помещения для обслуживающего персонала. Это самолет-офис. Но приятный офис — его будут украшать гобелены на исторические сюжеты, выполненные российскими мастерами из Павловского Посада на шелке, это уникальная техника. Кроме того, для vip-салонов заказаны инкрустации на столешницы и стилизованные шкафы, покрытые деревом. Павловопосадскими шелками мы предполагаем обтянуть стены и потолки президентского номера, конференц-зала и комнаты для министров.
— Ассошиэйтед Пресс назвало сумму почти в $15 млн., якобы обещанную вам российским правительством за работы по оборудованию президентского лайнера. Это так?
— Очевидно, это собственный расчет Ассошиэйтед Пресс. Мы никаких цифр не называли. Контракт действительно очень крупный, и мы им гордимся.
— Можно ли сказать, что правительство Великобритании расценивает этот заказ как государственный и помогает вам?
— Так сказать нельзя. Но нам очень помогало посольство Великобритании в Москве, которое лоббировало (в хорошем смысле) подписание контракта. Несмотря на все наши заслуги перед Россией, сделка могла и сорваться. Я шесть раз приезжал в Москву, каждый раз полагая, что все уже готово для подписания контракта, и все время это были бессмысленные поездки. Наконец 24 августа 2001 года мы скрепили соглашение своими подписями. Это самый крупный контракт за всю историю компании. Десять лет назад, когда мы начали работать над первым проектом по переоборудованию для авиационного интерьера российских самолетов, я и предположить не мог, что когда-нибудь подпишу контракт на оформление президентского самолета.
Досье
Компания Dia-monite Aircraft Furni-shings, Ltd. была основана в 1981 году и занималась сначала производством термоформованных панелей для авиационного интерьера. Первый крупный контракт был заключен ею в 1985 году. Он касался изготовления 15 комплектов оконных панелей для самолета ВАС-111 авиакомпании British Airways.
Но примерно в это же время были изданы новые правила, запрещающие использовать термоформованные панели для интерьеров самолетов, и в 1987 году компания занялась разработкой авиационных интерьеров. Ею были оборудованы салоны российских самолетов ТУ-154, принадлежащих венгерской авиакомпании «Малев». По качеству эти лайнеры были не хуже «Боингов-727», но оформление салонов оставляло желать лучшего. Так Diamonite Aircraft Furnishings, Ltd. «улучшила» 5 самолетов. За этим последовал заказ на переоборудование ТУ-134, один из которых, класса VIP, был приобретен компанией «Лукойл».
На счету Diamonite Aircraft Furnishings, Ltd. ряд совместных проектов с российскими авиапредприятиями, в частности с Ульяновским авиазаводом. За 10 лет, что компания работает на российском рынке, она подготовила 20 специалистов из России, обучив их всем тонкостям западного дизайна салонов лайнеров.
Экипажу запрещено отлучаться от лайнера
Сейчас в распоряжении Владимира Путина находится самолет, доставшийся ему от Бориса Ельцина. Преемник не стал ничего переделывать внутри, несмотря на то, что кресла ему великоваты: они ведь делались специально под крупную фигуру Бориса Николаевича.
В самолете есть спецсвязь, пульт для «ядерного чемоданчика», места для работы и отдыха президента, для охраны. Сопровождающим отведен салон с обычными креслами.
Летает лайнер на любой высоте, при необходимости может подняться до отметки 13 тысяч метров. Обычный же уровень президентского самолета — 10—11 тысяч метров, а скорость — около 900 км/час.
Опекают президента всерьез. Над территорией России лайнер сопровождает пара истребителей СУ-27 или МиГ-29, а сверху его стережет самолет, контролирующий все параметры полета.
Обслуживают президентский самолет два сменных экипажа, но чаще с Владимиром Путиным летает экипаж заслуженного пилота СССР и РФ Сергея Анциферова. Попасть на элитный борт очень сложно. Надо отслужить в авиации не один десяток лет и пройти жесткий отбор, а также «экзамен» в Федеральной службе охраны (ФСО).
Особое внимание уделяется здоровью претендентов на должность пилотов президента России, особенно после случая, когда во время визита Путина в
Гавану умер штурман.
Во время зарубежных визитов Путина экипаж не может позволить себе никакого спиртного — потому что никогда заранее не известно, когда придется взлетать. Если кто-нибудь из пилотов захочет отлучиться, он обязан предупредить руководство и указать точный маршрут, куда собрался. Все члены экипажа снабжены мобильной связью и должны быть готовы явиться для вылета по первому требованию.
При кратких же поездках президента экипаж вообще не имеет права покидать лайнер.
Кстати
После того как самолет будет построен, он перейдет в руки государственной транспортной компании «Россия», которой с 27 апреля 2000 года руководит Николай Шипиль. Он сменил на посту Юрия Ленгарова, бывшего заместителя руководителя правительственного отряда, перевозившего в разное время Эдуарда Шеварднадзе, Михаила Горбачева и Бориса Ельцина. «Россия» отвечает за все VIP-самолеты нашего правительства, включая президентские. Парк ГТК «Россия» состоит из 39 самолетов и вертолетов, персонал — около 2 тысяч человек.
До своего нынешнего назначения Николай Шипиль долгое время работал на авиапредприятии «Пулково».
На новую должность его пригласил нынешний управделами президента Владимир Кожин. Говорят, что у Николая Шипиля неплохие отношения с Владимиром Путиным.
На чем летали другие президенты
Михаил Горбачев в бытность президентом летал на ИЛ-62 (сейчас этот самолет числится резервным). Состоял этот борт из трех частей: скромных президентских апартаментов размером два на три метра; просторного конференц-зала (мягкие кресла полукругом, диваны вдоль иллюминаторов, столы, телевизор с большим плоским экраном) и помещения для сопровождающих лиц, как две капли воды похожего на салон обычного пассажирского авиалайнера. Пол во всех трех отсеках был устлан толстыми коврами.
Борис Ельцин, став российским президентом, некоторое время продолжал летать на самолете своего предшественника, но потом заказал себе более крупную машину — ИЛ-96-300. Это обошлось российской казне почти в $300 млн. Строительство нового борта началось в 1993 г. на базе стандартного заводского ИЛ-96 с двигателями пермского производства и продолжалось три года. Внутреннюю отделку заказали швейцарским специалистам на заводе в Базеле. Эскизы интерьера делал сын художника Ильи Глазунова — Иван. На ельцинском «борту №1» есть душевые кабины для президента и персонала, две спальни, зал для совещаний на 12 человек. Изнутри зал отделан панелями темного дерева. В таком же стиле оформлен и 10-метровый рабочий кабинет Бориса Ельцина, где находятся спецсвязь и пульт управления ядерными силами страны.
Семь последних американских президентов — от Ричарда Никсона до Джорджа Буша-младшего — долгое время летали на Boeing-747, который поступил на службу в 1972 году. Теперь этот легендарный лайнер станет музейной достопримечательностью, а его место займет Boeing 747-200B, который дольше может находиться в воздухе, оснащен более современной аппаратурой и вмещает в два раза больше человек. Его построили во время правления Билла Клинтона, и американским налогоплательщикам этот президентский лайнер обошелся в 1,35 млрд. долларов.
Самолет напичкан бортовой электроникой, а в случае ракетного нападения из его корпуса выбрасываются специальные тепловые ловушки, которые отвлекают на себя вражескую атаку. Самолет может неделю находиться в воздухе, дозаправляясь в полете.
В отличие от самолета российского президента, в нем есть капсула, которая в случае опасности может катапультировать главу американского государства.
Собеседник ,
5.02.2002