|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Мораторий на реформы
6.12.2002 00:01
Похоже, Владимиру Путину в ближайшее время предстоит сделать выбор между необходимостью продолжать заявленные реформы и нежелательностью их проведения накануне избирательной кампании. Как стало известно обозревателю "НГ" из источников, близких к окружению президента, сегодня многие предлагают ему сделать ставку на массированный пиар реформ, но отказаться от реального их осуществления. Ведь последствия серьезных преобразований по модернизации государства, экономики и социальной сферы малопредсказуемы. Не исключено, что они могут обрушить даже запредельный рейтинг главы государства.
Возможно, Путин предпочел бы благословить лишь те реформы, результаты которых станут приносить баллы в его предвыборную копилку. Но этот идеальный с точки зрения Кремля сценарий на практике вряд ли осуществим. Ситуация в государстве настолько запущена, что любые преобразования бьют по интересам либо всего населения, либо тех или иных элит. Так что выбирать все-таки придется из двух вышеназванных вариантов. Можно с большой долей уверенности предположить, что президент остановит свой выбор на том, чтобы фактически приостановить реформы. Именно этот вариант выглядит сегодня наиболее предпочтительным. Доказательством тому, что Кремль может наложить мораторий на реформы, служат, в частности, события, разворачивающиеся вокруг РАО "ЕЭС". Напомним, что президент много раз заявлял о насущной необходимости проведения реформы в электроэнергетике, но, когда за нее взялись конкретно, вдруг выяснилось, что спешить не нужно. В итоге очередное рассмотрение пакета законов по РАО "ЕЭС" уже отложено на полмесяца. Сейчас думский профильный комитет заканчивает подготовку материалов ко второму чтению, запланированному на 18 декабря, но по Охотному Ряду ползут слухи о том, что в этот день никакой дискуссии не будет, потому что "на самом верху" еще ничего не решено. Как утверждают солидные думские источники, президент понял, что вредных последствий - в том числе и политических - от реформы РАО "ЕЭС" будет гораздо больше, чем пользы. В то же время все намеки Путина на то, что депутатам надо крайне внимательно и осторожно готовить данные законы, моментально нейтрализуются соответствующей "работой" команды Чубайса и примкнувших к ней правительственных чиновников. Но этого стараются не замечать, а просто ждут соответствующей команды из Кремля. Еще один пример того, что власть все более склоняется к декларативным мероприятиям, предпочитая не называть реформой конкретные нововведения, - недавнее голосование в Думе за поправки к закону об основах федеральной жилищной политики. Этот законопроект еще месяц назад считался первым этапом на пути долгих преобразований в сфере ЖКХ, однако в какой-то момент депутаты получили указание, что и с этим делом лучше не спешить. В результате они сначала отложили обсуждение проекта, а потом вместе с правительством выхолостили его фактически до нуля. Реформой его перестали считать уже перед первым чтением. По поводу же второго чтения в Думе поговаривают, что оно в ближайшее время не состоится. Одним из главных направлений в деятельности президентской администрации было продвижение подготовленных комиссией Дмитрия Козака законопроектов, призванных реформировать взаимоотношения в системе федеральный Центр-регионы-муниципальные образования. Скорость поначалу была набрана вполне приличная, но сейчас заметно, что нога главного водителя перенесена с педали газа на тормоз. Многочисленные согласования и консультации с губернаторами, которые как раз и являются противниками установления порядка на муниципальном уровне, всевозможные слушания и круглые столы, задержка с внесением законопроектов в Думу - все это верные приметы того, что кто-то, имеющий на то право, говорит хорошо знакомую фразу: "Торопиться не надо". Есть и другие примеры того, что власть фактически занялась откатом с уже занятых позиций и "пиар-реформами". На днях сам президент внес в нижнюю палату законопроект, предусматривающий введение в стране суда присяжных не с будущего года, как планировалось, а уже с 2004-го. Что же касается "экспромта" министра обороны, попросившего президента вернуть на флаг Вооруженных сил пятиконечную звезду, то многие эксперты считают это практическим согласием Путина с тем, что реальные реформы в армии откладываются. Проведение ряда кардинальных реформ ограничивается нормами российской Конституции. Об этом недавно открыто заявил сенатор Александр Казаков, весьма приближенный к кремлевской администрации человек. По его словам, "сегодня президент может держать систему под контролем, а завтра ситуация изменится и регионы вернутся к пересмотру своих и федеральных полномочий". Казаков считает, что Основному закону "необходим серьезный капитальный ремонт, который следует поручить профессионалам" (имеется в виду комиссия Козака. - Прим. ред.). Однако конституционная реформа точно не начнется до марта 2004 года.
Независимая газета ,
6.12.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |