На пресс-конференцию, посвященную итогам работы питерского ГУВД за 2001 год, генерал Петухов шел с неохотой. Потому что итоги — это голые цифры и проценты, а кому они, по большому счету, могут быть интересны? Откровенно скучали и свита Вениамина Григорьевича, и собравшиеся журналисты. Но все-таки сенсация состоялась.
Ближе к концу пресс-конференции заместитель Петухова Александр Смирнов в ответ на вопрос о планах ГУВД на 2002 год неожиданно заявил, что основное внимание будет уделено не убийцам и хулиганам, а контролю за расходованием средств на празднование 300-летия Петербурга и строительство Кольцевой автодороги. Со стороны это показалось самым настоящим диссидентством, поскольку оба вышеназванных проекта реализует городское правительство, членом которого, кстати, генерал Петухов является по должности. Проекты лелеются губернатором, и любые подозрения в отношении них выходят за рамки политкорректности. Впрочем, тема дальнейшего развития не получила, хотя и вызвала легкое перешептывание в зале: что бы это, мол, значило?
Что же касается итогов 2001-го, то, по мнению генерала Петухова, год был сложный, но не безнадежный. Общий уровень преступности по Петербургу снизился аж на 6 процентов. Правда, как сразу оговорился Вениамин Григорьевич, цифра эта весьма условна, поскольку надежда на то, что местные отделы милиции регистрируют все заявления граждан о преступных посягательствах, по-прежнему очень слаба: «Мы, конечно, боремся за реальную статистику, но в один день психологию сотрудников не изменить».
Тем не менее начальник ГУВД смотрит в будущее с оптимизмом. «Преступность не может расти бесконечно, — считает он. — Улучшается общая ситуация в стране, растет зарплата, меняется даже настроение людей, и мы это видим».
Самое отрадное явление — заканчивается эра «бытовух», то есть преступлений, совершенных на бытовой почве, по пьянке, из хулиганских побуждений. Это означает, что обычные граждане, не замешанные в криминальном бизнесе, должны вздохнуть свободнее.
Отрицательный момент — продолжает расти количество экономических преступлений, они приобретают все более изощренные формы. Сбыт поддельных векселей, криминальный передел сфер влияния, аферы на рынке недвижимости, умышленное доведение предприятий до банкротства — вот основные тенденции экономической преступности прошлого года. Вновь, через десятилетие после эпохи «ножек Буша», стала актуальной борьба с разворовыванием гуманитарной помощи, поступающей из-за рубежа в российские благотворительные фонды. На поверку оказывается, что фонды занимаются никакой не благотворительностью, а элементарной обналичкой — и таких случаев только по Петербургу уже под тридцать.
Активность милиции в экономической сфере затрудняет действующее банковское законодательство. Получить сведения о движении по банковским счетам без возбуждения уголовного дела невозможно, а чтобы возбудить дело, нужны вышеуказанные сведения. Получается замкнутый круг, и хорошо от этого только жуликам. Но в целом, как заметил Вениамин Петухов, всё гораздо лучше, чем могло бы быть. И это радует — Новый год все-таки...
Известия-СПб ,
14.01.2002