Генеральный директор Главного таможенного управления Финляндии Тапани Эрлинг в начале недели провел переговоры с главой Государственного таможенного комитета РФ Михаилом Ваниным. Они обсудили итоги продолжавшейся два месяца проверки Северо-западного управления ГТК. Кроме того, что проверка выявила многочисленные нарушения, она еще и резко затормозила работу таможенных переходов. Финны попросили российских коллег впредь всегда предупреждать их о грядущих проверках.
Сейчас ситуация на пограничных переходах в Финляндию в целом нормализовалась. По словам директора финского Восточного таможенного округа Томми Кивилакса, для того чтобы пересечь границу, грузовику требуется всего 6 часов против 36 в октябре-ноябре этого года. Впрочем, и 6 часов - это довольно много: нормальное время в странах Балтии - 2 часа.
Причиной возникших пробок и заторов на российско-финской границе стала "ударная операция", проведенная ГТК. Не отрицая необходимости таких мероприятий для борьбы с криминалом, финские таможенники предложили российским коллегам информировать их о следующих проверках, чтобы они могли к ним подготовиться.
Октябрьско-ноябрьская проверка ГТК привела к тому, что финские грузоотправители несли значительные убытки из-за простоя груза на таможне, порчи скоропортящихся продуктов и аренды таможенных складов. В дальнейшем финны готовы организовать круглосуточное дежурство на пограничных переходах достаточно высокопоставленных чиновников и в ходе нынешнего визита договорились с Михаилом Ваниным о введении аналогичных мер российской стороной. Кроме того, финские таможенники предложили наладить с россиянами оперативный информационный обмен хотя бы на уровне таможенных постов.
Итоги проверки шокировали законопослушных финнов. Половина всех проверенных грузов шла через границу с двойным инвойсом - то есть на финской и русской границе декларировалась разная таможенная стоимость.
Граница с Финляндией является также и границей России с Евросоюзом, и, по словам финских таможенников, любое крупное событие на ней имеет международный резонанс и может даже сказаться на перспективах приема России в ВТО. Тем неприятней такие вроде бы мелочи, как систематическое вскрытие российскими таможенниками, например, транзитных грузов (по нормам ЕС они имеют право делать это в исключительных случаях).
У России с Финляндией есть целый ряд договоров, регламентирующих так называемый режим "зеленого коридора". Суть его в том, что грузы финских фирм, за которые поручилось ведомство Тапани Эрлинга, не досматриваются российской таможней. Соглашение, кстати говоря, двустороннее, и финны не против того, чтобы пропускать без досмотра грузы фирм, за которые поручится ГТК, однако пока российские таможенники без особой охоты расширяют список финских фирм, не говоря уж о лоббировании интересов добросовестных отечественных компаний.
Известия ,
19.12.2001