Лениградская Правда
3 DECEMBER 2024, TUESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Страна непуганых олиграхов
16.12.2002 00:01
Крушение танкера «Престиж» (Prestige), трагические последствия этой катастрофы для испанского побережья и почти полное отсутствие ощутимых последствий для хозяев танкера и распорядителей груза лишний раз продемонстрировали удельный вес нефтяного лобби в мировой политике. После того как старый танкер пошел на дно, из прибалтийского порта его же курсом для той же фирмы — «Краун Ресорсез» (Crown Resources AG) — отправился точно такой же древний корабль («Бизантио»). То есть хозяева скважин совершенно автономны, неподконтрольны, неподотчетны и продолжают жить своей прибыльной жизнью независимо от мировых потрясений и протестов. Почему владельцы и распорядители стратегического сырья могут игнорировать общественное мнение? Потому что именно они «делают» политиков и законы и привыкли диктовать свои условия. Но если в США и Европе научились (и то лишь слегка) ограничивать своих магнатов (два года назад «Бритиш Петролиум» все-таки забраковала танкер «Престиж» и не взяла его в перевозчики), то в России прозрачность олигархических структур — безумно далекая и призрачная перспектива. Все это в комплексе породило множество катастроф — экологических и экономических. А теперь породило и «Престиж». Напомним: этот танкер, которым владела либерийская фирма (Mare Shipping Incorporation), шел под багамским флагом, управляла им греческая компания (Universe Maritime, которая теперь решительно отрицает свое участие); годным к плаванию его признали американские чиновники, но в результате катастрофы на испанское побережье нахлынул российский мазут («Новая газета» № 86). Груз принадлежал трейдерской компании «Краун Ресорсез» — швейцарскому юридическому лицу — одной из дочерних структур российской «Альфа-групп». Председатель совета директоров «Крауна» Алексей Кузьмичев одновременно является членом наблюдательного совета «Альфа-групп», а директор по корпоративному развитию и финансам Владимир Плужников был у истоков «Альфы»... Мы стали выяснять роль российских олигархов в этой истории и поняли, что «Престиж» стал закономерным итогом политики многих российских и зарубежных компаний. Когда утонул танкер, всплыли взаимные упреки корпораций в нечистоплотности, незаконных операциях и использовании теневых схем, которые позволяют уходить от уплаты налогов и получать сверхприбыль. В мутной воде, как известно, легче спрятаться. Оказалось, легче и потонуть. Компания «Краун», которой принадлежал мазут и которая через брокеров наняла старый танкер «Престиж» для его перевозки, имеет весьма примечательное прошлое: много лет назад Crown Trade and Finance Inc возникла в офшоре на британских Виргинских островах, затем переместилась в другой офшор — Гибралтар в качестве Crown Trade and Finance Ltd., а в конце июня 2000-го в Швейцарии обосновалась уже как известная нам Crown Resourses AG. «Краун» упоминался, по крайней мере, в двух скандалах, связанных с нефтью и финансами. Были судебные процессы — в Нью-Йорке и Лондоне. Материалы американских и английских судов общедоступны. Лондон. В материалах английского суда (где «Краун» обвиняла двух трейдеров в получении тайных комиссионных от клиентов, партнеров и брокеров) «Краун» описывали как «сестринскую» компанию «Альфа Эко» (из структуры «Альфа-групп»), международный отдел которой занимается торговлей вне России. Значительная часть бизнеса «Крауна», как сказано в документе, основывалась на поставках российской нефти и нефтепродуктов в Западную Европу, что приносило 80—90 млн долларов в месяц. А нефть покупали у «Тюменской нефтяной компании» (ТНК). В Англии «Краун» обвиняла брокеров в выводе незаконно полученных денег в подконтрольные им офшорные компании. Брокеры (Холодов и Виноградский) отбивались, как могли. В итоге в суде оказались документы, свидетельствующие о проводках довольно больших денежных сумм через окружавшие «Краун» офшоры. А еще свидетельства о липовых соглашениях и ссылки на людей, близких к руководству «Крауна». К примеру, банк, обслуживавший некоторые из офшорок (Bank Natwest Offshore in Douglas, Isle of Man), на всякий случай, не желая быть случайно втянутым в отмывание денег, послал почему-то на адрес Дмитрия Плужникова (а финансами «Крауна», напомним, ведает Владимир Плужников) письмо с просьбой объяснить, почему одна из офшорных фирм «регулярно получает такие большие деньги». Тогда и были изготовлены фальшивые договоры об оказании «консультационных услуг». Причем обвиняемый в подлоге брокер утверждал, что состряпать договоры предложил Дмитрий Плужников, а тот все отрицал. Брокеры ссылались также на письмо руководителя «Крауна» Алексея Кузьмичева (одновременно — член наблюдательного совета «Альфа-групп»), в котором он разрешал им организовать специальный денежный фонд. И создать офшорную компанию, на счету которой будут аккумулироваться средства для дополнительных выплат особо успешным работникам. Алексей Кузьмичев заявил, что не писал и даже не видел этого письма. А специалист истца («Крауна») провел экспертизу и заявил, что письмо является «подделкой высокого класса». Нью-Йорк. Некая группа «Норекс» судилась с «Альфа-групп» и приводила в своем иске удивительную схему использования офшоров при продаже нефти за рубежом. В схеме фигурировали ТНК и «Краун» (в то время — «Краун Трейд энд Файненс) как части «Альфы», а также «Тотал». Выглядела она так: ТНК отпускает нефть «Крауну», тот по минимальной цене продает ее «Тотал» (эта сделка идет для отчета перед налоговиками и таможней), а последний за тот же минимум продает ее назад «Крауну», после чего «Тотал» покупает нефть обратно по мировой цене. А деньги из «Крауна» идут в офшорную фирму, минуя всевозможных государственных контролеров, — по крайней мере, так это видели в «Норексе»... Офшоры, олигархические компании, банки, денежные проводки... Вы спросите: при чем здесь затонувший «Престиж»? А при том, что героями этой трагической истории по совпадению являются все те же удивительные фирмы и люди. Много раз переродившийся «Краун», которому почему-то не сиделось на месте в нескольких офшорных зонах, странные схемы... Мы не верим в совпадения. Офшорные структуры слабо контролируются во всем мире. Для России они и вовсе — темный лес. Поэтому наши олигархи, которые на родине никому не подотчетны, в мировых водах чувствуют себя как дома. А если «как дома», то можно устанавливать свои правила игры — к примеру, экономить деньги, нанимая старую посудину для перевозки мазута. Утонул один танкер — можно, совершенно не стесняясь, нанять другой, столь же дешевый. Эти привычки хорошо сочетаются с привычками и правилами, установленными мировыми нефтяными магнатами. В США и Европе они финансируют президентские выборы, они назначают войны, исход и продолжительность которых полностью зависят от того, как ляжет нефтепровод, определяют составы правительств и кабинетов... Наши ничуть не хуже, только калибром немного помельче. Спонсируют выборы, законодателей, корректируют политику… И из-за «мелких» неприятностей вроде катастрофы с «Престижем» ровным счетом ничего не теряют. Судно застраховано. Владелец груза получит свои деньги и, как сказал нам источник в «Краун Ресорсез», пожелавший остаться неизвестным, «даже не будет предъявлять претензий кому-либо...». И плевать на то, что Испания и Португалия до сих пор спорят, в чьих водах утонул корабль, а ущерб исчисляется миллиардами долларов. Когда позволено все, остается только удивляться, почему танкеры тонут так редко.
Новая газета , 16.12.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru