На прошлой неделе произошли два события — видимые публике отголоски Невидимой войны, объявленной «новыми питерцами» старым олигархам.
Во-первых, опальный министр Николай Аксененко явился из отпуска прямо на заседание правительства, где обсуждалась инвестиционная программа МПС. За явлением министра следили с особым тщанием, ибо слух пошел, что месяц назад Аксененко увезли на допрос не откуда-нибудь, а прямо с дня рождения любимой внучки – подъехали вечером на черной «Волге» и повезли.
Выяснилось, что недопоздравивший внучку Аксененко жив, здоров и сыт, как и полагается министру, чье ведомство намерено в 2002 году освоить 161 млрд руб. Выяснилось также, что Аксененко не дадут в одиночку освоить эти самые 161 млрд руб. (Дележка их новыми союзниками Аксененко и называется «доработка инвестиционной программы на 2002 год с учетом новых пожеланий правительства».)
Во-вторых, Генпрокуратура возбудила уголовное дело против двух высокопоставленных чиновников ГТК. Повод — заявление гендиректора «Трех китов» Сергея Зуева, который обвинил оных таможенников в необоснованном требовании уплаты с него таможенных платежей.
Хорошо известно, что за «Тремя китами» стоят интересы людей из новой команды ФСБ.
Внучку Аксененко, конечно, жалко. Однако грешно сравнивать происходящее с 37-м годом. И чекист мелковат, а главное – Большой Брат не тот. И решает он другую задачу: не запугать всех в рамках тотальной диктатуры, а контролировать всех с помощью невидимой войны между кланами и внутри их.
Президенту можно посочувствовать – в олигархической стране, при полном отсутствии рынка, ему приходится работать не то что с негодным человеческим материалом – с людьми, воспринимающими закон как способ обналички собственного хватательного инстинкта. Две команды отличаются друг от друга только тем, что олигархи прибежали к финишу сами, растолкав и съев по пути немыслимое количество народа, «новых питерцев» же любезно подвезли на начальственной «Волге», поданной личным друзьям президента.
Никак нельзя сказать, чтобы созданная президентом система Невидимой войны не работала. Например, сейчас невозможен крупномасштабный передел собственности. Атакованная сторона (например, Магнитка или «Норникель») тут же найдет защитников. Драка приведет не к смене собственника, а к увеличению денег, получаемых силовиками за разводку ситуации.
Однако у такого лекарства — сильные побочные эффекты. Чем больше конфликтов между олигархами, тем больше доходы силовиков.
Стало быть, возникает соблазн – спровоцировать конфликты. Похоже, что именно такого происходжения конфликт вокруг «Кузбассугля», разгоревшийся между главой «Северстали» Алексеем Мордашевым и главой УГМК Искандером Махмудовым. Двух недолюбливавших друг друга олигархов слегка стравили, одному (Мордашеву) посулив пост премьера, а другого (Махмудова) напугав этим возможным назначением. Результат превзошел все ожидания. Визг на всю страну, потоки грязи с обеих сторон и полная возможность еще раз продемонстрировать президенту, как любят драться эти нехорошие олигархи.
Пока ничего страшного не происходит. Налицо лишь неясное беспокойство олигархов, испуганных тем, как быстро питерцы расставляют своих людей на нужных местах (кадры решают все – еще одна чекистская заповедь), да обида — те деньги, которые раньше стократно умножались прикормленным чиновником в обмен на «решить вопрос», теперь приходится жертвовать «новым питерцам» на «выборы президента»: на Марсе, что ли?
«Новые питерцы» еще не использовали в полную силу свои возможности, а возможностей у них много. Например: обложить олигархов со стороны естественных монополий (которые, перед тем как удариться в самый отчаянный феодализм, в сущности, и задумывались как непрозрачный инструмент управления бизнеса – перед выборами). Призвать себе на помощь обиженных в прошлых олигархических войнах. И наконец, просто учинить новый передел собственности уже не квазиэкономическими способами, а через фабрикацию уголовных обвинений.
Важно другое. Система Невидимой войны, возможно, несколько лучше, чем предшествовавшая ей система Видимого Бардака, но значительно хуже, чем более или менее рыночная экономика. За всем не уследишь. И передел собственности олигархами, и постоянные поборы с олигархов – вещь скверная.
Есть ли выход из замкнутого круга? Да. Крупнейшие российские компании должны объявить (а президент должен их принудить, в том числе и с учетом имеющегося чекистского ресурса) новую широкомасштабную эмиссию акций, включающую в себя продажу контрольного пакета действительно широким слоям населения. Только приватизация-2 гарантирует старых олигархов от нового передела собственности, и только возврат к практике выплаты дивидендов вместо практики контроля над финансовыми потоками гарантирует прозрачность бизнеса и рыночность экономики.
Новая газета ,
3.12.2001