|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Греф-Аксененко: 1:0
30.11.2001 00:01
Правительство РФ в течение декабря рассмотрит инвестиционные программы естественных монополий. На вчерашнем заседании кабинета министров обсуждалась первая из них - проект капиталовложений в развитие железнодорожного транспорта. В связи с этим был отозван из отпуска министр путей сообщения Николай Аксененко. Несмотря на то что главным докладчиком на заседании изначально был назначен первый заместитель министра Александр Мишарин, премьер-министр Михаил Касьянов счел присутствие главы МПС обязательным. Обстоятельства, вынудившие Аксененко взять отпуск (по словам министра, он ушел на отдых, чтобы "не мешать" правоохранительным органам разобраться в якобы выявленных в МПС злоупотреблениях), не смутили Касьянова. Еще до вчерашнего заседания он публично заявил, что считает Аксененко крепким хозяйственником, хорошим министром и не понимает, "почему правоохранительные органы занялись этим делом".
Накануне заседания многие наблюдатели предсказывали, что инвестиционный проект МПС не будет одобрен правительством, так как авторам программы не удалось достичь согласия с экспертами Минэкономразвития. Так и случилось - программа МПС принята к сведению и возвращена на доработку. Как заявил Аксененко, повторно она будет рассмотрена в январе 2002 года. "Завалили" проект железнодорожников оппоненты из ведомства Германа Грефа. Эксперты Минэкономразвития считают, что целый ряд аспектов программы не отвечает "общей стратегии проводимых реформ". МПС просит правительство утвердить инвестиционный портфель общей стоимостью в 161 млрд. руб. Около 122 млрд. из этой суммы - обязательные расходы, которые должны обеспечить устойчивую работу железных дорог в 2002 году. Почти 28 млрд. руб. планируется вложить в реализацию перспективных проектов и 11,3 млрд. направить на развитие объектов социальной сферы. Ведомство Аксененко предлагает следующую схему наполнения этого портфеля. Львиную долю составят средства самого МПС. 110 млрд. руб. дадут амортизационные отчисления, еще 13 млрд. для финансирования объектов непроизводственной сферы планируется взять из прибыли железной дороги. Недостающую сумму предлагается добыть "на стороне" - 23 млрд. руб. изыскать у инвесторов и взять заем в размере 15 млрд. руб. Такая программа, по мнению ее авторов, даст возможность реализовать целый ряд проектов, которые в итоге позволят поднять производительность труда на 10%, модернизировать вагонный парк, довести уровень электрификации железных дорог до 82%, построить железнодорожные линии к новым разработкам полезных ископаемых, сдать в эксплуатацию Северомуйский тоннель, начать строительство железнодорожного перехода на Сахалин и многое другое. Эксперты Минэкономразвития во многих новшествах МПС усматривают "непрофильный бизнес". Скажем, авторы инвестиционного проекта вознамерились направить более 30 млрд. руб. на реализацию программы информатизации, под нее уже создано специальное подразделение "Транстелеком". Оппоненты железнодорожников считают, что предлагаемая программа многократно превышает потребности железной дороги, и расходы на нее можно и нужно серьезно урезать. Завышенными, по мнению специалистов Минэкономразвития, являются и заложенные в проект потребности МПС в закупках вагонов (3,7 тыс.), авторы инвестиционной программы либо не учли, либо сознательно игнорировали тот факт, что в настоящее время высокими темпами растет вагонный парк независимых перевозчиков и проблема нехватки вагонов постепенно трансформируется в проблему их хозяйского использования. Кабинет министров решил спор в пользу Грефа. В связи с этим нельзя обойти вниманием еще один важный момент. Инвестиционные проекты МПС разрабатывались на основе существующих тарифов. Однако железнодорожное ведомство, как, впрочем, и остальные естественные монополии, уже настаивает на пересмотре тарифов, которые будут повышены в ближайшее время, о чем вчера заявил премьер-министр. Чтобы как-то подсластить пилюлю, он добавил, что "повышение тарифов предполагается осуществлять постепенно". Ведь по прикидкам его же кабинета, в 2002 году тарифы на железнодорожные перевозки возрастут на 15-18%, электроэнергию - на 32%, газ - 20%. Понятие постепенности вряд ли подразумевает такие ценообразующие рывки. Справедливости ради следовало бы урезать инвестиционные программы естественных монополистов на уже перечисленный процент повышения тарифов. Тем более что на очереди у правительства рассмотрение инвестиционных проектов ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", "Росэнергоатома".
Независимая газета ,
30.11.2001
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |