Автор проекта фотограф Дмитрий Шубин попытался показать нам то, что живым видеть по определению не полагается. То, что увидели в свои последние секунды двенадцать политиков, бизнесменов и деятелей культуры, убитых в набившем оскомину "бандитском Петербурге" в девяностых годах прошлого века. Похоже, у него получилось.
Серия "Петербург: избранные места" декларирует обидную для питерцев мысль: избранные киллерами места не отличаются особой красотой. Даже если речь идет о петербургских уголках, слывущих духоподъeмными в обычной жизни - вроде канала Грибоедова (Галина Старовойтова, 20.11.1998). Они из культурных становятся гиблыми и обретают иную ценность - социально-историческую. Уже сегодня их столько, что хватит на полноценный экскурсионный маршрут - "Памятные места чисто новейшей истории России", например.
Глядя на фото, словно слышишь интеллигентный голос питерского экскурсовода, с обычными для этой профессии особенностями речи и мышления:
- Сюда проходим, пожалуйста, не толпимся... Здесь убили депутата Старовойтову, там - вице-губернатора Маневича, тут - Виктора Насенко, владельца японского ресторана "Фудзияма". Да, очень дорогого... Нет, не за это. Не знаю, за что. Да, ищут-с. Их всех ищут... Чуть поодаль в собственной квартире проломили голову режиссеру Богину, но туда мы не пойдeм: частная собственность... Зато вон на той улице взорвали Дмитрия Филиппова из ассоциации "Покупайте российские товары". Да, полагаю, что как раз отечественным тротилом. Это место можно осмотреть с любой удобной точки. Хоть лежа, если угодно...
А действительно: что можно увидеть напоследок, будучи убитым на одной из улиц старого Питера? Скорее всего, фонарь, устремленный в небо. Или кусок чугунной решeтки из ограды моста. Не исключено, что - вычурную башню, ставший несуразно огромным угол доходного дома, барочное отражение в затонированном окне уже не твоего шестисотого, церковь над твоим вечным покоем...
Вот, собственно, и всe. Экскурсия окончена?
Московские новости ,
28.11.2001