10 января в Москве начинаются исторические переговоров между президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми. По их итогам будет подписан «План действий», который станет юридической основой решения проблемы «северных территорий». Не ясно только одно – сколько именно островов увезет с собой из Москвы Коидзуми – все четыре, как хотел, или пока только два.
Холодная война вокруг договора о мире
Япония и Россия как правопреемница СССР остались единственными участниками второй мировой войны, до сих пор не подписавшими договор о мире и добрососедских отношениях...
В ходе визита Дзюнъитиро Коидзуми в Москву пауза, повисшая в российско-японских отношениях после смены главы кабинета министров и чистки в рядах министерства иностранных дел Японии, должна смениться резким потеплением. На это очень рассчитывают как в Москве, так и в Токио. Накануне визита Коидзуми заявил, что направляется в Россию «с твердой решимостью совместно с президентом Владимиром Путиным придать новое дыхание» сотрудничеству двух стран.
Переговоры в Кремле завершатся подписанием так называемого «Плана действий», который, по утверждению Коидзуми, станет маршрутной картой для «содействия взаимному росту позитивного влияния». Как сообщил замглавы российского МИДа Александр Лосюков, план состоит из шести разделов, которые касаются ключевых вопросов российско-японских взаимоотношений.
Все его пункты, в том числе и тот, что касается заключения мирного договора между Россией и Японией, полностью согласованы. Это значит, что полностью согласован и механизм решения проблемы «северных территорий», а именно – возвращения Японии Южных Курил.
Проблема «южных территорий» Японии
Помимо России Япония имеет территориальные споры еще с тремя государствами – Китаем, Южной Кореей и Тайванем, а до недавнего прошлого имела и территориальный спор с США...
Напомним, специально для подготовки «Плана действий» в середине октября в Москву прилетала министр иностранных дел Японии Йорико Кавагути. В нарушение дипломатического протокола Кавагути приняли в Кремле, после чего Путин намекнул на возможный компромисс по Курилам. И президент, и глава российского МИДа Игорь Иванов подробности сообщать отказались, однако заявили о том, что «солидный документ будет основой взаимодействия на длительное время».
На тот момент было абсолютно непонятно, о каком документе с таким энтузиазмом отзывается руководство страны, ведь пределом всех мечтаний по-прежнему оставался мирный договор. Япония уже не раз повторяла, что окончательный мир между Москвой и Токио целиком и полностью зависит от покладистости России в вопросе Южных Курил (спорные территории – острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и гряда Хабомаи). Причем после разразившегося прошлой зимой скандала японцы пообещали не уступать ни на йоту.
Продавать или не продавать
Сегодня де-факто 2,5 миллиона китайцев живут на нашей земле, а никто никаких договоров не заключал. Так что надо смотреть не на форму, а на реальные обстоятельства...
Тогда, напомним, после встречи с Кавагути, Иванов объявил о том, что дальнейшие переговоры по Курилам будут вестись на основании иркутских договоренностей Путина и тогдашнего премьер-министра Японии Иосиро Мори. Это означало фактическое одобрение японской стороной придуманной в Москве схемы «2+2», суть которой – в поэтапной передаче Японии островов с заключением мирного договора в середине этого процесса – после передачи двух первых островов. А Кавагути в ответ сообщила, что «Москва согласилась на параллельные и одновременные» переговоры по передаче Японии двух островов и о начале переговоров по двум оставшимся.
Общенациональное разочарование, охватившее Японию, заставило Коидзуми заявить о том, что речь не может идти о частичном возвращении Курил. Однако вскоре скандал был замят, а судьба Курил так и осталась нерешенной.
Еще в октябре представители японской делегации сообщили российской стороне о том, что на этот раз они намерены поставить точку в курильской проблеме и Москве придется пойти на уступки.
Программа визита Дзюнъитиро Коидзуми
Премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми прилетел в Россию с четырехдневным визитом. Официальная программа его пребывания в Москве начнется 10 января...
Тот факт, что «План действий», в котором речь идет прежде всего о мирном договоре, полностью согласован, является очевидным свидетельством того, что стороны уже обо всем договорились.
Скорее всего, «План действий», который будет подписан по итогам переговоров Путина и Коидзуми, является детальным продолжением схемы «2+2», согласно которой Россия в ближайшее время объявит о передаче Японии двух островов и о скором заключении мирного договора с Японией. Параллельно с договором будет подписано соглашение о поэтапной передаче Японии оставшихся «спорных территорий». В прессу уже попадала информация о том, что этот процесс может быть сильно растянут во времени – может занять 10–15, а может быть, и 20 лет.
Сам факт выхода на этап подготовки мирного договора с японской стороны не состоялся бы, если бы Москва не подкрепила его островами.
О том, что в «Плане действий» содержатся не очень популярные для значительной части россиян меры, косвенно свидетельствует и тот факт, что реализация этого «Плана» не требует его ратификации национальными парламентами. Впрочем, нельзя исключать, что схема «2+2» была все-таки пересмотрена в конце 2002 года и вместо нее могла родиться другая – «1+3» или, наоборот, «3+1». Суть это не меняет – вопрос теперь лишь в том, какую цену Россия может запросить за уступку Южных Курил. Некоторые цифры, кстати, уже назывались. Например, глава думского комитета по международным делам Дмитрий Рогозин оценил Курилы в $2,5 трлн.
«Газета.Ru» будет следить за ходом российско-японского саммита.
Газета.Ру ,
9.01.2003