В пятницу после обеда президентский лайнер благополучно приземлился во “Внуково-2”. Сторонний зритель мог бы при этом наблюдать забавную сцену. После отъезда Путина из аэропорта с борта номер один сотрудники протокола и охраны принялись выгружать тюки. Набиты они были не шмотками и снедью для родных и знакомых, а американскими подарками Путину (хотя большая их часть переправляется в Москву через посольство) и членам официальной делегации.
Джордж Джорджевич официально вручил Владимиру Владимировичу увесистый ключ от родного штата Техас — на нем изображена звезда “а-ля техасский рейнджер”, а сам он — приятного серебристого цвета. Конечно, были и неофициальные презенты, но о них служба протокола ничего не рассказывает...
Получать подарки, конечно, приятно, но где их потом хранить? Не превращать же свой дом в склад! Горбачев, например, делал очень просто: сдавал сувениры в Музей революции или Гохран.
Путину, который ездит больше, чем Горбачев и Хрущев, вместе взятые, дарят не меньше. Например, будучи еще и.о. президента, он получил от японского премьера Обути карликовое дерево — бонсай. Как поведали “МК” в Кремле, это деревце Путины вскоре посадили в кадушку у себя в резиденции. За ним тщательно ухаживает первая леди Людмила Путина. По всему видно, что у нее это неплохо получается: бонсай, привыкший к мягкому климату, до сих пор “жив”.
Многочисленную мелочевку, вроде вазы, подаренной Касьяновым, юбилейной сторублевой монеты от Геращенко или собаки-робота, врученной Иосиро Мори, президент либо оставляет в Кремле — в библиотеке, либо забирает себе. Правда, далеко не каждый подарок можно забрать. Согласно инструкции, чиновники группы “А” автоматически становятся обладателями сувенира, если его стоимость менее 150 долларов. Все прочее — в закрома Родины. Например, врученный Путину во Вьетнаме поднос с инкрустацией достался Гохрану. А жеребец, подаренный российскому главе в Башкирии, попал на баланс Управления делами. Теперь он резвится на ипподроме, что в Горках. Время от времени его приезжает “обкатывать” хозяин — Владимир Путин.
Другое дело иконы, например, Рождества Христова, подаренная патриархом, пасхальное яйцо, вышитый образ Богоматери от жительницы Латвии. К этим, в общем, недорогим вещам у Путина отношение трепетное. Поэтому он их предпочитает забирать домой, где у него на стене — неплохой иконостас.
Прочая мелочь, вроде коллекционных шахмат, книг, словарей, отправляется в президентскую библиотеку, где хранятся и вещи, подаренные еще Ельцину. Но, как заявил “МК” один высокопоставленный кремлевский чиновник, если дело пойдет и дальше такими темпами (в год набирается несколько сотен музейных экспонатов), то придется подыскивать отдельное “подарочное” помещение.
Впрочем, не только российских президентов одаривают презентами. Наши тоже не остаются в долгу. Как правило, сувениры для иностранцев заказываются у признанных мастеров Палеха, Хохломы, Гжели. Но, конечно, очень многое зависит от личных пристрастий человека. Для этого в президентской службе протокола работает целая группа, которая занимается “разведкой” интересов заморских глав государств. Скажем, Рейгану, обожающему лошадей, Горбачев не стал тащить через океан коня, а поступил мудрее: подарил классное седло работы казахских ремесленников. Говорят, американский президент впал в детский восторг. А саксофонисту Клинтону Борис Ельцин презентовал маленькую фигурку: молодой Билл играет на любимом музыкальном инструменте.
Путин не отстает от своих предшественников. Например, Шредеру российский президент преподнес недавно неплохой подарок, вручив Дрезденской галерее три картины немецких и голландских мастеров. Правда, все было обставлено так, чтобы дарение формально происходило от имени общественности: Закон о реституции пока никто не отменял...
Московский Комсомолец ,
20.11.2001