Премьер Михаил Касьянов ответил на резкую критику в адрес его кабинета, прозвучавшую на днях со стороны главы Счетной палаты Сергея Степашина. На пресс-конференции в Мадриде Касьянов дал понять Степашину, что тот занимается не своим делом.
Уже стало почти традицией, что во время отсутствия Владимира Путина в России политика здесь приобретает несколько криминальный характер: проводятся обыски в начальственных кабинетах, возбуждаются громкие уголовные дела.
Долгий визит президента в США не стал исключением. В Москве началась полемика между двумя премьерами: действующим – Михаилом Касьяновым и бывшим – Сергеем Степашиным. В среду, выступая в Совете федерации, Степашин фактически обвинил правительство в тихом саботаже ведущейся им борьбы за искоренение проникшей во власть коррупции.
«Правительство, – заявил Степашин, – в некоторых случаях самоустраняется от рассмотрения материалов Счетной палаты».
По данным Степашина, из 36 представлений о различных нарушениях, направленных палатой в правительство, 33 были переадресованы в другие ведомства, и только на три был получен ответ. При этом Михаил Касьянов был упомянут в крайне неприятном для него контексте – мол, Степашин еще в мае обращал внимание премьера на невнимание со стороны чиновников Белого дома. Однако Касьянов никак на это не отреагировал и в конце концов Степашину пришлось обратиться напрямую к президенту.
Вся эта критика застала премьера во время официального визита в Испанию. Расстояние замедлило реакцию примерно на два дня.
Как всегда корректный Михаил Касьянов был осторожен и на этот раз, однако смысл сделанных им в Мадриде заявлений достаточно ясен.
Высказывания Сергея Степашина по вопросам, не входящим в компетенцию Счетной палаты, Касьянов назвал рекомендациями, которые «можно учитывать, можно не учитывать»
Там, где речь идет о бюджете (а контроль за его исполнением – прямая обязанность Счетной палаты), Касьянов готов подчиняться закону и слушать Степашина. «Если действительно существуют какие-либо промедления в ответах правительства на справедливые замечания, выявленные в расследованиях Счетной палаты, то они должны ликвидироваться», – такова позиция премьера. Однако формирование политики правительства к сфере деятельности Счетной палаты никак не относится, и здесь Касьянов собирается обойтись без своего бывшего начальника.
Сергей Степашин действительно давно уже вышел из роли беспристрастного контролера. Он стал регулярным критиком правительства: его бюджетной политики, отношений с международными кредиторами и т. д. Правда, до самого премьера Степашин добрался только на этой неделе.
На фоне полуотставки Аксененко и разговоров о лежащем у генпрокурора Владимира Устинова «черном списке» коррумпированных чиновников, критика премьера из уст Степашина выглядела как намек на возможный правительственный кризис. Тут и экономика преподнесла Владимиру Путину подходящий повод уволить кабинет – дешевая нефть ставит под угрозу бюджет будущего года. Кстати, во всех прогнозах о возможном преемнике Михаила Касьянова, традиционно фигурирует фамилия нынешнего главы Счетной палаты
Однако пока никаких данных о том, что Путин собирается менять премьера, нет. Сам Касьянов, судя по его испанским заявлениям, чувствует себя достаточно уверенно. При таких обстоятельствах активность Степашина выглядит как борьба за еще занятое главное кресло в Белом доме. А вот Владимиру Путину чрезмерный шум вокруг его кадровой политики не обязателен – все нужные ему решения он может принять и без помощи Степашина. Так что глава Счетной палаты рискует получить внушение за свои поспешные действия, причем скоро – ведь президент уже снова в Кремле.
Газета.Ру ,
17.11.2001