В понедельник вечером стало известно, что городская прокуратура возобновила расследование так называемого дела Александра Пучкова: начальника Балтийской таможни подозревают в злоупотреблении служебным положением. Эта новость стала очередной сенсацией в «таможенном скандале», который раскручивается в Петербурге с 15 октября.
В этот день комиссия Государственного таможенного комитета начала очередную проверку Северо-Западного управления. Трое руководителей региональной таможни были отстранены от своих должностей до завершения работы комиссии: начальник СЗТУ Владимир Шамахов, начальник Балтийской таможни Александр Пучков и начальник службы собственной безопасности СЗТУ Михаил Прокофьев. Отстранены, но не уволены. Шамахов и Пучков сейчас находятся на больничном. Управление временно возглавил Николай Сапьяник, начальник главного организационно-инспекторского управления ГТК.
В первые же дни появилась версия о том, что очередную проверку СЗТУ инициировал Шамахов, который хотел избавиться от Пучкова. При таком «раскладе» странно выглядело отстранение Прокофьева, однако «знающие» люди легко и быстро связали его с Пучковым. К тому же в отношении начальника Балтийской таможни задолго до приезда Сапьяника — осенью 2000 года — было возбуждено уголовное дело о злоупотреблении служебным положением. Правда, на прошлой неделе стало известно, что городская прокуратура это дело прекратила за отсутствием состава преступления. И версия стала разваливаться.
На днях старший помощник прокурора Петербурга по связям с общественностью Геннадий Рябов сообщил корреспонденту «Известий», что уже после того, как было подписано постановление о прекращении «дела Пучкова», его материалы были проверены. В них выявили ряд процессуальных нарушений. Поэтому постановление о прекращении отменили, дело вернули в отдел по расследованию особо важных дел. Как говорят в горпрокуратуре, следователям дали месяц на «работу над ошибками».
Можно было бы предположить, что «дело Пучкова» возобновили, чтобы московские ревизоры имели основание для увольнения начальника Балтийской таможни. Но не хотелось бы сомневаться в искреннем желании городской прокуратуры разобраться в истории с Пучковым до конца и по закону.
Может быть, причиной проверки всего Северо-Западного управления стала не инициатива Шамахова? Основание так думать дал сам начальник Государственного таможенного комитета Михаил Ванин. На прошлой неделе он заявил, что в СЗТУ «много воровали», и обвинил его руководителей в экономической диверсии. О виновниках диверсии и ее масштабах Ванин готов разговаривать только лично с президентом России. У Ванина, безусловно, есть основания для таких заявлений: при нем СЗТУ проверяли уже 18 раз, очередная проверка — уже девятнадцатая. По сведениям «Известий», Николай Сапьяник полностью солидарен с шефом: «Ситуация выходит из-под контроля. Основные направления деятельности не имеют руководителей», — написал он на родном из служебных документов уже после начала проверки.
В самом СЗТУ новую проверку считают «наездом» Государственного таможенного комитета. Причины могут быть разные. Но, возможно, главная причина жесткого прессинга со стороны ГТК — в кадровом вопросе. Известно, что Шамахова неоднократно выдвигали на пост нового руководителя Государственного таможенного комитета. Однако назначение не происходило по разным причинам.
Кроме того, СЗТУ всегда старательно выполняло действующие законы и нормативы. Но при этом старалось работать на основании здравого смысла. Пример тому — «дело Пучкова». Злоупотребление начальника Балтийской таможни усмотрели в том, что он в 2000 году определил импортные куриные окорочка как куриные ноги и на основании этого уменьшил ставку таможенного сбора.
Очевидно, что ситуация разрешится уже после 15 ноября, когда московская проверка завершит свою работу. Однако некоторые собеседники корреспондента «Известий» считают, что изменить состояние дел сможет целый ряд обстоятельств. Либо — прямое вмешательство президента в «таможенный скандал», например, после доклада Ванина. Либо — активные действия Генеральной прокуратуры, которая, по некоторым сведениям, намерена проверить работу аппарата ГТК. Либо — «неожиданный» прорыв в расследованиях, которые ведут спецслужбы в отношении некоторых высокопоставленных сотрудников Государственного таможенного комитета.
Справка «Известии»
По сравнению с августом 2000 года в августе 2001-го сборы на СЗТУ возросли примерно в 2 раза. По сравнению с сентябрем 2000 года в сентябре 2001-го сборы выросли примерно в 1,8 раза. В Среднем по ГТК сборы в эти периоды выросли в 1,5 раза.
Известия - СПб ,
1.11.2001