Атака Счетной палаты и Генпрокуратуры на крупных чиновников простых граждан волнует мало: ну возбудили уголовное дело против Игрека, посадят на его место такого же Икса — и что изменится? Живой интерес публики может пробудиться лишь в одном случае: если станет понятно, что “сильная рука” решила сжать кулак и все-таки начала душить коррупцию. Так ли это? Попробуем разобраться.
“МК” стали известны некоторые подробности о мишенях атаки. В Генпрокуратуре нам подтвердили, что расследуются уголовные дела в отношении сотрудников Государственного таможенного комитета (ГТК) и Центральной оперативной таможни . Дело “о превышении должностных полномочий” таможенниками возбуждено по заявлению руководителя группы компаний “Три кита” и “Гранд” Сергея Зуева. Однако пока никаких обвинений никому не предъявлено. Кто виноват в финансовых махинациях, выявленных Счетной палатой, выяснится позже.
Еще одна жертва Генпрокуратуры — Госкомрыболовство . Глава этого ведомства Евгений Наздратенко чувствует себя вполне уверенно и считает, что все финансовые аферы в комитете совершались до его назначения, а уголовные дела возбуждены даже при его непосредственном участии: якобы именно он, Наздратенко, настоял на ревизии. И теперь если кому и придется отвечать за злоупотребления, то это скорее всего будет Михаил Дементьев — бывший первый зам экс-председателя комитета Юрия Синельника. Да и сам Синельник может ответить.
Что же касается МЧС , то, как публично высказался генеральный прокурор Владимир Устинов, возбуждение уголовных дел по этому ведомству лично к Сергею Шойгу никакого отношения не имеет. Впрочем, в минувшую пятницу из кабинета Шойгу изъяли кое-какие документы, касающиеся деятельности его бывшего заместителя Владимира Кульечева и действующего зама Сергея Хетагурова. Как утверждают наши источники, именно в отношении их Генпрокуратура возбудила дела по статье 286 часть 3 УК РФ (превышение должностных полномочий).
Конечно, наезд сразу на нескольких чиновников, бросающий тень и на их ведомства, можно было бы счесть простым совпадением. Если бы речь шла о стране, где прокуратура действительно независима... Возможные “подковерные” причины произошедшего, на наш взгляд, таковы.
Версия 1: “Невские наступают”. Известно, что обладающий огромным влиянием в Кремле клан “питерских силовиков” (Патрушев, Черкесов, Грызлов и другие) давно жаждет взять под свой контроль правительство. Очередная попытка сделать это была предпринята минувшим летом. Тогда ФСБ подготовила для Путина аналитическую записку о недостатках кадровой политики Кремля. Главным из них было названо крайне слабое использование “резерва органов безопасности”. Одновременно президенту был представлен список предлагаемых новых министерских назначений. Например, на роль главы экономического блока кабинета планировался крайне близкий к Путину замдиректора ФСБ Юрий Заостровцев (в гэбэшных кругах Заостровцев считается кем-то вроде экономического гуру). Но ВВП инициативу почему-то не воспринял. Широко разрекламированная “надстройка правительства” ограничилась заменой второстепенных фигур. И тогда “питерские силовики” решили добиться своего не мытьем, так катаньем — с помощью возбуждения уголовных дел.
Согласно обитателям Белого дома, программа-минимум “невских” заключается в ослаблении политического влияния или выбивании из правительства отдельных особо насоливших им деятелей. Известно, например, что главу таможни Михаила Ванина клан питерских силовиков пытается снять с поста уже больше года. Одно время у президента лежал даже уже заготовленный указ о его отставке. Но Путин так и не решился поставить на нем свой автограф. Программа-максимум гораздо более масштабна. Возбуждением массы уголовных дел против правительственных чиновников их инициаторы пытаются сначала дискредитировать кабинет Касьянова, а затем добиться его отставки.
Координатором действий Генпрокуратуры, согласно этой версии, является уже упомянутый Юрий Заостровцев. Тем более что опыт проведения масштабных карательных политопераций у генерала уже есть. Согласно многочисленным утверждениям, именно Заостровцев в прошлом году руководил кампанией по укрощению Гусинского. Другое главное действующее лицо интриги, по утверждениям свиты Касьянова, — глава личного секретариата президента и его ближайший соратник Игорь Сечин.
Версия 2: “Спасите генпрокурора”. Еще недавно генпрокурор Владимир Устинов не отличался особой любовью к журналистам. Было время, когда он от них просто бегал. Зато сейчас изображение г-на Устинова в разных видах стало чуть ли ежедневным украшением телеэкрана. Если отбросить версию о внезапно проснувшейся у генпрокурора жажде популярности, это может свидетельствовать только об одном: Устинов считает, что его акции при кремлевском дворе котируются низко и отставка не за горами. (Кстати, о том, что нынешний генпрокурор — временная фигура и через некоторое время будет заменен на более близкого к президенту человека типа Дмитрия Козака, начали говорить сразу после назначения Устинова в прошлом году.)
Для того чтобы доказать свою нужность, генпрокурор и развил бешеную активность. Мол, разве можно меня менять, я так много и хорошо работаю. Возбуждение огромного количества скандальных уголовных дел делает увольнение генпрокурора неудобным и в политическом отношении. Может создаться впечатление, что бравый законник пострадал за излишнюю ретивость в борьбе с коррупцией.
Версия 3: “Огонь по “семье”. Она, пожалуй, интереснее всего для широкой публики. Как рассказал “МК” осведомленный источник, члены ельцинского “семейства” находились вчера в состоянии, близком к панике. Они опасаются, речь может идти о новом этапе сокращения влияния “семьи” прежнего главы государства.
Путин, как известно, любит долгосрочные и многоходовые политкомбинации. Этой весной он заменил своими людьми ельцинских ставленников в силовых структурах. А теперь очередь дошла и до главных хозяйственных ведомств. Эта версия подтверждается тем, что под ударом Генпрокуратуры оказались два министра, тесно связанные с ельцинской “семьей”. Например, близкие контакты того же главы таможни Ванина с Абрамовичем общеизвестны...
Московский Комсомолец ,
1.11.2001