События последних дней, в ходе которых зашатались кресла под такими столпами отечественного правительства, как главы МПС, МЧС, Минпечати, Минприроды, Госкомитета по рыболовству, не могут не наводить на мысль о том, что мы являемся свидетелями очередной чистки, начавшейся в «верхах». Естественно, возникают вопросы: почему и зачем?
На сей счет гуляет много версий. Выделим три основные.
Первая. Путин избавляется от членов «семейного» клана. Выглядит правдоподобно. Практически все потенциальные жертвы - не просто выдвиженцы Ельцина. Они его любимцы. Однако как тут быть с главным рыбаком страны Наздратенко? Общеизвестно, что «семья» его ненавидит. Так что стройность схемы нарушена.
Вторая. Команда Путина озабочена возможностью падения его рейтинга после ряда решений последнего времени (поддержка США в операции в Афганистане, закрытие объектов Минобороны во Вьетнаме и на Кубе и проч.). Кремлевские политтехнологи вспомнили, что популярность президента резко возросла после того, как он провел кампанию по «равноудалению» олигархов. И решили повторить прием, но уже в отношении крупных госчиновников. Однако, по последним данным опросов, рейтинг Путина по-прежнему остается весьма высоким (свыше 70%).
Третья. Путина просто-напросто не устраивает стиль работы федеральной исполнительной власти, сложившийся при прежнем режиме. Когда госчиновники различных рангов работали в первую очередь на кормящие их бизнес-структуры и лишь во вторую - на государство. Вот и пришла очередь равноудаления госчиновников от кормушек.
Вероятно, определенная доля истины есть во всех версиях. Главное не в этом. А в том, что кампания по искоренению коррупции в высших эшелонах власти, коли она началась, должна вестись с опорой на право - в смысле юридическое, а не на политические симпатии-антипатии. Сам Путин вроде бы утверждает, что никакой политической подоплеки здесь нет, действует твердая и беспристрастная рука закона. Ну а если это так, то нынешняя атака на «министров-капиталистов» - лишь начало большой войны.
Комсомольская правда ,
1.11.2001