Нынешней осенью поползли вверх цены на недвижимость:
москвичи скупают недорогие по столичным меркам квартиры в центре Петербурга, особым спросом пользуются торговые помещения. Упорные разговоры — не то о переносе столицы в Петербург, не то о придании городу нового статуса — делают свое дело: в Петербург потянулись деньги. Если деньги приходят, их интересует все. В том числе и медиабизнес.
Уже давно мы наблюдаем любопытные ситуации, которые сейчас складываются, как детальки пазла, в картинку В федеральных изданиях растут и становятся все более полнокровными местные — петербургские страницы. Тосударственный и тоже федеральный (читай — московский) канал РТР полностью задавил родную ТРК «Петербург»— даже кнопку радиовещания отнял. Столичные FM-станции скупают петербургские частоты, а на «Эхо-Петербург» рулят симпатичные ребята московского призыва.
Когда отнимали «первую кнопку», обиженные много говорили об ущемлении прав горожан. Гораздо глуше звучала простая мысль: пошел передел рынка. Если кнопку у всех на виду отобрали – значит в этот самый момент кто-то вдали от взоров общественности, под одеялом, оттяпал соответствующий кусок рекламного рынка.
Столичные инвестиции пошли на петербургский медиарынок.
Им уже интересно здесь, хотя 85 процентов всех денег России крутятся по-прежнему в Москве. Но деньги видят, что рекламный рынок на берегах Невы растет, а завтра, когда статус Петербурга как второй (а то и первой?) столицы укрепится, рынок вполне может совершить грандиозный рывок.
Московские деньги столбят участки на этом прииске. И именно они будут теперь диктовать здесь правила игры.
Петербургским деньгам медиабизнес никогда не был особенно интересен. Наши крупнейшие банки держат «свои» газеты на голодном пайке: зачем кормить? Что-то не слышно об инвестициях наших крупнейших банков в местные телеканалы. Проблемы питерские банкиры научились решать и без них. И если и течет из петербургских денежных мешков жидкий ручеек в местные редакции, то, скорее, по привычке или по просьбе лиц, которым трудно отказать. Никакого финансового расчета тут нет. А значит, нет и медиабизнеса.
И вот на смену этим петербургским «средствам массовой информации», умеющим доносить информацию до масс только при условии хорошей финансовой подпитки, идет столичный медиабизнес. Расчетливый, иронически относящийся к восторгам по поводу особой интеллигентности и духовности петербуржцев. Он создаст и продвинет на рынок совсем другие СМИ — менее утонченные, но зато успешные. Он призовет новую генерацию редакторов и менеджеров — они меньше будут говорить о своей ответственности за формирование нравственности горожан, но зато примутся платить журналистам зарплату
Читатели, зрители и слушатели тоже не останутся внакладе — по крайней мере молодое поколение, нашедшее себя в рыночных реформах.
В конце концов на ситуацию можно посмотреть и так: заканчивается десятилетие кризиса петербургского медиарынка. Собственными силами справиться с ним не удалось. Что поделать! Идут новые хозяева. Хорошо это или плохо? Странный вопрос. Рынок не знает таких оценок. Для него важно, успешно идут дела или нет. На то он и рынок.
Известия-СПб ,
30.10.2001