Российская таможня рождалась дважды, и оба раза - 25 октября. Первый раз - 25 октября 1653 года, по указу царя Алексея Михайловича, второй раз - 25 октября 1991 года, по указу президента Бориса Николаевича. Но, несмотря на юбилей, настроение в Северо-Западном таможенном управлении совсем не праздничное. 10-летняя годовщина омрачилась скандалом. Из Москвы нагрянула очередная проверка, которая, по мнению скептиков, может оказаться для начальника СЗТУ Владимира Шамахова последней.
Не ждали
Комиссия Государственного таможенного управления России десантировалась в Петербург 15 октября. Первым делом от должности был отстранен начальник Балтийской таможни Александр Пучков. Одновременно исполняющим обязанности СЗТУ вместо болеющего уже второй месяц Владимира Шамахова стал заместитель председателя ГТК Николай Сапьяник, который прибыл во главе московской комиссии.
По версии московских ревизоров, кадровые «чистки» -результат того, что предыдущая проверка Балтийской таможни (которая проходила в августе) выявила массу нарушений, с которыми теперь нужно окончательно разобраться. Да и с безвластием в СЗТУ, которое наступило из-за затяжной болезни шефа, тоже пора кончать.
По мнению местных наблюдателей, суть разразившегося конфликта в ином. Одни считают, что речь идет об очередной попытке передела сфер влияния вокруг Морского порта Санкт-Петербурга. Другие уверены, что все дело в конфликте между начальником СЗТУ Владимиром Шамаховым и председателем ГТК Михаилом Ваниным.
Напряженность в отношениях российского и северо-западного таможенных шефов возникла год назад, когда Владимир Путин собрался реформировать таможню. Тогда пост председателя ГТК прочили земляку президента Владимиру Шамахову. Этого не произошло.
Но где гарантия, что кандидатура очередного питерского выдвиженца не всплывет вновь, если Путин вернется к планам реформирования таможни? Этим и объясняют московские проверки «с пристрастием», по. результатам которых Шамахову с начала этого года вынесли несколько предупреждений.
Скандальные ножки
Северо-Западное таможенное управление, а если точнее - Балтийская таможня - уже не раз оказывалась в центре крупных скандалов. Самые громкие были связаны с импортом продовольствия.
Весной прошлого года разгорелся «окорочковый» скандал. Тогда правительство снизило таможенные пошлины на ввоз куриных ножек. Неразбериху, возникшую из-за несоответствия формулировок в документации, транспортная милиция охарактеризовала как умысел и возбудила уголовное дело по статье за уклонение от уплаты таможенных платежей.
В ответ начальник Балтийской таможни Александр Пучков издал распоряжение об упрощении процедур оформления таможенных документов. Транспортная прокуратура ответила возбуждением уголовного дела теперь уже в отношении самого Пучкова - за превышение должностных полномочий.
Очередной конфликт между Балтийской таможней и транспортной милицией возник весной этого года. Объектом розни стали теперь уже не «ножки Буша», а фарш индейки американского производства. С марта это дело находится в производстве прокуратуры.
После этого в августе в Балтийскую таможню нагрянула ревизия ГТК. Проверяющие, по их словам, выявили многочисленные факты неудовлетворительной организации таможенного контроля. Но эксначальник Балтийской таможни Пучков считает, что львиная доля нарушений объясняется некомпетентностью самих проверяющих, он же руководствовался исключительно приказами председателя ГТК и информационными письмами президента.
Портовый шторм
Существует и иной взгляд на события, отличающийся от версии ведомственных разборок. Для того чтобы его оценить, вспомним, где мы находимся и что такое Северо-Западное таможенное управление.
Таможенное управление Северо-Запада, где проходят шесть из семи границ России с Европой, - одно из самых крупных. Среди семи региональных управлений оно занимает второе место по объему импорта и таможенных платежей.
Контрольные показатели сборов СЗТУ в 3-м квартале этого года - 24 миллиарда рублей. (В целом таможенные сборы составляют 30 - 40% российского бюджета, за 9 месяцев этого года было собрано 380 миллиардов рублей - 36% бюджета-2001.)
Среди 23 таможен Северо-запада Балтийская таможня-монстр. На ее долю приходится 34% всех платежей, взимаемых региональным управлением. Остальные таможни по сравнению с этой - карлики. Причина в том, что в зону ответственности Балтийской таможни входит Морской порт Петербурга, который по праву считают российским внешнеэкономическим «окном в Европу».
Ну а рука об руку с большими деньгами в России, как известно, идут противозаконность, коррупция, криминал. Так что ничего необычного в том, что Балтийская таможня регулярно оказывается в центре очередных скандалов, нет.
По этой же причине можно предположить, что повышенный интерес к ней может быть вызван не только или даже не столько ее служебной деятельностью, сколько связью с Морским портом. А все происходящее - прелюдия к очередной попытке неких влиятельных структур проглотить этот лакомый кусок внешнеэкономического пирога.
Новая газета-Спб ,
25.10.2001