Скандал вокруг закупок льготных лекарств для города тлел перманентно. Но вот уже второй месяц как он выплеснулся наружу и потрясает самые основы питерского здравоохранения. В приватных беседах «главный обвинитель», председатель Контрольно-счетной палаты (КСП) города на Неве Дмитрий Буренин говорит, что не успокоится до тех пор, пока «главный ответчик», вице-губернатор и председатель Комитета по здравоохранению администрации Санкт-Петербурга Анатолий Каган не будет снят со своего поста.
«Коррупция в белом халате»
Напомним, что первой бомбой стал убийственный отчет о проверке деятельности Комитета здравоохранения, который был направлен одновременно губернатору, начальнику ГУВД и городскому прокурору. Отмеченные КСП нарушения в системе лекарственного обеспечения занимают около 15 компьютерных страниц.
Вот лишь часть промахов и откровенных злодеяний, приписываемых главному доктору города г-ну Кагану. Закупка медикаментов на сумму около девяти с половиной миллионов рублей, профинансированная путем взаимозачета несуществующей задолженности. Завышение при этой сделке цены препаратов (по сравнению с ценами этого же поставщика по другим договорам) в 2, 6 раза. Существование устойчивой группы любимых комздравом фармацевтических компаний, которые из года в год «по счастливой случайности» выигрывают тендеры на поставку льготных лекарственных средств. При этом закупочные цены на таблетки и ампулы для ветеранов в ряде случаев оказываются в 2,5 раза выше заложенных в формуляре (перечне) льготных препаратов. А год назад подобное превышение цен по десяти позициям доходило аж до семи(!) раз. К более мелким злоупотреблениям, в контексте документа КСП, можно отнести игру на курсе валют: в минувшем году стоимость лекарственного формуляра рассчитывалась исходя из 35 рублей за доллар, в действительности же средний курс составил 28 рублей. Спрашивается, где же экономия пятой части казенных средств?..
Судя по заключению г-на Буренина, ответов на этот и массу других животрепещущих вопросов руководители городского здравоохранения не дали.
Эскулапы денег не берут
Впрочем, сам г-н Каган считает, что все обвинения в его адрес беспочвенны. По поводу сомнительного взаимозачета глава комздрава объясняет, что «мы его не проводили, и это принципиально». Недоимщика (которого, по версии КСП, не было в природе) нашел Комитет экономики и промышленной политики, он же определил и фирму-поставщика препаратов, а осуществлял сделку Комитет финансов. Медики в этой ситуации выступали лишь в роли заказчика. Лоббирование интересов узкой группы фармацевтических предприятий руководство питерского здравоохранения не признает на том основании, что «конкурсы проводятся всегда по-честному, и если кто снизил цену хотя бы на цент - ему и карты в руки».
Расширяя тему, Анатолий Каган поясняет, что четыре пятых порошков и таблеток на питерском рынке - зарубежного производства, и, несмотря на, казалось бы, богатейший выбор возможностей, на деле здесь зачастую процветает махровый монополизм. В большинстве случаев то или иное лекарство можно приобрести только у конкретного дистрибьютера. Не хочешь - не бери, но тогда тысячи больных останутся без жизненно необходимого препарата. Выйти же напрямую на производителя, как правило, не удается.
Еще одно серьезное обвинение - в том, что одних лекарств приобретают намного больше, чем нужно, и они лежат на складах мертвым грузом, других же, напротив, не хватает, - чиновники Комитета здравоохранения отметают, ссылаясь на врачей-клиницистов. «Главное - это лечебные вопросы, они ставятся во главу угла, и мы не позволим, чтобы финансист диктовал медику, как и чем лечить», - говорит г-н Каган. Пакет лекарствен-ных закупок формируется загодя, а схемы лечения пациентов могут затем меняться, причем кардинально. Вчера был нужен один медикамент, а сегодня - совсем другой. Кроме того, лекарственный рынок очень подвижен, одни и те же лекарства выпускаются под разными названиями, выпуск некоторых средств прекращается, зато появляются новые препараты, гораздо более совершенные.
Примечательно, что есть распоряжение городской администрации, разрешающее варьировать закупки льготных лекарств по наименованиям - правда, в пределах общего объема финансирования. Хронический же дефицит льготных пилюль, например противоастматических - на 65 процентов, психотропных -на 60, противораковых - на 50, сердечно-сосудистых - на 100, по версии комздрава, упирается в дефицит средств и несоответствие федерального и местного законодательства. Если строго выполнять все федеральные нормы, городу ежегодно требуется шесть миллиардов рублей на обеспечение медикаментами льготных категорий населения. Выделяется же в 15 раз меньше.
Если б вы знали, насколько мы знаем
Нынешний виток лекарственного скандала характерен тем, что стороны-участники все больше склоняются к персональным оскорблениям. Начало «межличностной войне в рамках государственного дела» положил г-н Буренин, публично до окончания расследования обвинивший г-на Кагана во всех тяжких, включая отсутствие совести и хищение бюджетных средств в особо крупных размерах.
Потом было заседание в ЗакСе и размахивание накладной на якобы еще не поступившие из-за границы лекарства, которую его оппонент якобы самолично подписал. Заметим, что должность Анатолия Кагана - отнюдь не кладовщик, и закорючки на такого рода документах никогда не входили в его компетенцию. Интересно, что первое заочное знакомство двух главных героев этой эпопеи началось с того момента, когда г-н Каган получил от г-на Буренина «программный» факс.
Текст заявления гласил примерно следующее: «Если вы до сих пор на свободе - это моя недоработка!»
Председатель комздрава в итоге в долгу не остался. На предмет личных оскорблений чести и достоинства он подал на главу КСП в суд.
Если же подходить к проблеме более масштабно, то г-н Каган уверен, что его «заказали», - по крайней мере, в такой формулировке он прокомментировал последние события. «Акты КСП - это способ давить на меня», - заявил он.
Наряду с этим источник «заказа» вице-губернатор, он же педиатр, назвать категорически отказался, хотя дал понять, что безусловно его знает.
Параллельно, с началом легальной «битвы за таблетки», по словам г-на Кагана, стартовала нелегальная: на подчиненный ему комитет обрушилась волна «псевдотерактов». На протяжении двух суток в его кабинете по непонятным причинам срабатывала сигнализация. Опять же по непонятным причинам выходит из строя комитетская компьютерная сеть. Со стола начальника управления фармации исчезают важные документы. Четыре раза в течение одной недели «минируют» центральную станцию «Скорой помощи»...
«Если б вы знали, насколько мы знаем, откуда звонят! - признался вице-губернатор. - А если бы еще и меры принимались!..»
Между тем проверка комздрава городской прокуратурой подошла к концу. Как стало известно из неофициального источника, проверяющие обнаружили в работе комитета лишь мелкие погрешности, касающиеся процедурных вопросов - оформления бумаг, продления лицензий и т. д. Совпадет ли этот вердикт с официальным заключением контролирующих органов?
Новая газета-СПб ,
18.10.2001