Слова «скандал» городские чиновники всегда тщательно стараются избегать. Од-нако к тому, что происходит в детских уч-реждениях Петербурга в последние две недели, все официальные лица сами при-меняют куда более жесткую формулировку: ЧП. По окончании расследования речь пойдет уже об уголовном деле.
Начиная с 20 сентября 656 петербуржцев, из которых 608 — дети, посещавшие до-школьные учреждения в Выборгском, Ка-лининском, Адмиралтейском и Красно-сельском районах города, и 48 человек из числа персонала этих же учреждений обра-тились в медицинские учреждения города по поводу острых пищевых расстройств обра-тились в медицинские учреждения города по поводу острых пищевых расстройств. По официальным данным Центра госсанэпиднадзора, в Санкт-Петербурге на 8 ок-тября диагноз «дизентерия» бактериологи-чески подтвержден в 303 случаях. Несмот-ря на то что болезнь протекает преимуще-ственно в среднетяжелой или легкой форме, специалисты говорят, что подобных вспышек опасной инфекции в Санкт-Пе-тербурге еще не было. При проведении эпидемиологического расследования уста-новлено, что заболевание носит пищевой характер, причем представители СЭС, ссылаясь на мнение специалистов из НИИ им. Пастера, утверждают, что исходя из симп-томатики причиной массового отравления на 98 процентов является масло. Пока результаты экспертизы в Институте Пастера не обнародованы. Центр госсанэпиднадзора воздерживается от официальных обви-нений и конкретных указаний виновных в ЧП. Партия масла арестована, все сертифи-каты на него аннулированы, и в настоящий момент идет проверка документов. Рассле-дованием занимаются ОБЭП, таможенные органы и городская администрация. Так кто виноват в том, что на детские столы попал зараженный продукт и есть ли гарантия, что подобное не повторится?
Пока в этой ситуации крайним оказался орган по сертификации ГУ «Центр конт-роля качества продовольственных и кос-метических товаров», который выдавал сертификаты на злосчастное масло. Сей-час директор ЦКК Нонна Лебедева зани-мается тем, что пытается объяснить много-численным проверяющим, что со стороны ЦКК по линии проверки документов все в порядке: 4 сентября к ним поступила заяв-ка от 000 «Невские молокопродукты» на проведение сертификации масла коровье-го «Крестьянского», произведенного укра-инским ОАО «Тлумачский маслозавод». Все необходимые документы заявитель представил, эксперты Центра контроля качества подтвердили, что 1 тонна 740 кг замороженного продукта являются действительно маслом. Но проблема в том, что специалисты ЦКК масло... не проверяли, то есть экспертизы и анализа образцов продукции не проводилось.
Не надо ругать экспертов — в данном случае они как раз не виноваты. Еще в 1994 году Россия подписала ряд межпра-вительственных соглашений с десятью бывшими советскими республиками (куда входит и Украина) о том, что сто-роны взаимно признают сертификаты со-ответствия, выданные в национальных системах. Документ, который выдает представитель контролирующего органа и который является, собственно, пропус-ком в торговлю, называется протоколом идентификации. То есть фактически эк-сперт просто на основе визуального ос-мотра убеждается в том, что предъяв-ленный продукт является тем, что заяв-ляет поставщик. Кстати, о такой системе «взаимодоверия» не знали даже работни-ки Госсанэпиднадзора — сам факт суще-ствования межправительственных согла-шений был для них откровением. До поры до времени все проходило относительно спокойно. А закончилось отрав-лением, подобных которому в Петер-бурге не помнят.
В данной ситуации специалистам, занима-ющимся сертификацией, не позавидуешь. Существует, например, документ, согласно которому «рекомендуется» дополнительно не проверять белорусские и литовские продукты — чтобы не вводить братские стра-ны в траты. Приходится подтверждать безопасность и качество буквально виртуаль-но, основываясь лишь на бумажках. Со всех сторон давят и продавцы-поставщики — им некогда ждать. Раньше было проще и надежнее: питание по линии «социалки» поступало по системе БЗУ (баз закрытых учреждений). Вся продукция поступала ис-ключительно на базы, проверялась и с них же отправлялась в детские сады и больни-цы. Сейчас внутренняя система полностью нарушена. Поставщикам социального пита-ния, которые бьются за эти места насмерть, не возбраняется самостоятельно искать производителей повыгоднее и перепродавать свой товар сколько угодно раз. Как, напри-мер, и случилось сейчас: российский поку-патель украинского масла 000 «Невские молокопродукты» тоже не сам покупал масло на заводе, а пользовался услугами ук-раинских посредников — фирмы «Кварта». Непосредственно в детские садики распределяла продукт уже третья фирма — «Ар-тис—детское питание». Не исключено, что именно на каком-то из этих этапов были либо не соблюдены условия хранения, либо...
«Не исключаю, что партии масла про-сто перемешали. Подобных случаев сколько угодно», — говорит директор ЦКК.
Косвенным подтверждением ее слов является и информация Центра госсанэпиднадзора. Сначала говорилось о том, что все масло поступило лишь в детские учреждения, затем появилось сообще-ние, что оно каким-то образом оказа-лось и в розничной торговле, и в боль-ницах, и в воинских частях. Правда, слу-чаи дизентерии были отмечены только у малышей. Значит, в торговлю попало нормальное, незараженное масло?
Лидия Тоом, специалист Управления социального питания, также считает, что сложившаяся сегодня в городе система с поставкой социального питания глубоко порочна и дает почву для многочислен-ных злоупотреблений. Слишком боль-шой рынок, слишком много желающих поживиться на хлебных местах «социал-ки». Чтобы «наварить» по максимуму, фирмы-перекупщики часто выбирают не самые качественные продукты, причем желательно такие, которые не подлежат дополнительным проверкам — спасибо межправительственным соглашениям. Получается, действительно, выгоднее везти то же масло откуда-нибудь с Запад-ной Украины, чем купить у наших про-изводителей. Но выгоднее кому? Дума-ется, вовсе не конечным покупателям — тем же садикам и больницам. По самым приблизительным подсчетам, первона-чальная цена продукции от производите-ля в ходе таких перепродаж увеличива-ется втрое.
Поставка питания по линии «социалки» — дело не менее выгодное, чем, скажем, продажа бензина. Всегда есть постоян-ный, причем оптовый покупатель. Постав-щики выбираются на конкурсной основе, и если тендер выигран — стабильная тор-говля обеспечена. Если, конечно, не слу-чится какой-нибудь неувязочки типа ше-сти сотен заболевших дизентерией детей.
Час Пик ,
10.10.2001