У многих политиков есть “негласные офисы” — места, где они, в отличие от официальных кабинетов, чувствуют себя свободно. Как удалось выяснить “МК”, этой моде последовала и супруга Владимира Путина. Людмила Александровна не готова довольствоваться ролью “первой домохозяйки страны” и развила бурную деятельность — на поприще, которое находится на пересечении культуры и большой политики.
Возле крохотного особнячка на Славянской площади нередко можно наблюдать такую картину: к подъезду подкатывает пара “мерсов” с мигалками, суперпрофессиональные охранники открывают дверцы и выстраиваются “живой стеной”, и под их недреманным оком в особняк входит женщина, чье лицо вот уже почти два года знает вся Россия. Впрочем, ничего пикантного в частых визитах Людмилы Путиной в это таинственное место папарацци не обнаружили бы — по данным “МК”, здесь располагается недавно созданный региональный общественный фонд “Центр развития русского языка”. В этом фонде и трудится супруга президента.
Впрочем, в Кремле роль участия Путиной в этом проекте почему-то всячески пытаются преуменьшить. Так, официальный сайт президента сообщает, что Людмила Александровна “является инициатором создания” “Центра”. Правда, и это кажется многим чиновникам чересчур пышным.
Когда корреспондент “МК” процитировал эту формулировку одному кремлевскому функционеру, он не поверил своим ушам и сам залез в президентский сайт: “Не может этого быть... Ну да, — протянул он, — так и написано. Но это полная ерунда. Фразу надо поменять. Ведь Путина просто поддержала создание “Центра”, не более того”.
По нашей информации, Людмила Путина действительно не занимает в “Центре” никакого поста. Однако, согласно достоверным сведениям “МК”, она регулярно там появляется и даже имеет в особняке свой кабинет. Вероятно, именно с постоянным присутствием Путиной в офисе на Славянской связан необычный режим секретности вокруг самого здания. Никаких табличек на офисе прохожий не обнаружит — за исключением грозной наклейки “охраняется милицией”. Пройти же внутрь без пропуска невозможно.
На просьбу дать интервью руководитель “Центра” Ирина Козлова нам отказала — так же, как и в общении с ее сотрудниками. Хотя, казалось бы, что такого в том, что супруга президента нашла себе работу по душе? Да и задачи у “Центра” сугубо “мирные”. Среди приоритетов называется развитие русского языка в странах СНГ. Кстати, порой ситуация в ближнем зарубежье доходит до анекдота: лидерам соседних государств проще общаться на русском, но они этого не хотят показывать... Рассказывают, что на заседании украинского правительства был такой случай. Внимательно оглядев зал, Кучма спросил по-украински: “Есть тут москальские журналисты?” — “Нет!” — “Ну тогда давайте говорить по-русски”, — с облегчением вздохнул украинский глава...
На новом поприще Людмила Александровна развила изрядную деятельность. В каждой командировке мужа, особенно по странам СНГ, она то русские школы откроет, то аналогичный центр посетит. А летом, по сведениям “МК”, она участвовала в олимпиаде русского языка, на которую приехали 258 школьников из 40 стран. Кстати, с появлением Путиной на “русскоязычном поприще” внимание правительства к проблеме усилилось. В свое время Виктор Черномырдин подписал целевую программу по развитию русского языка. Правда, финансировали ее всего на 0,6%. Сейчас же при правительстве создан целый Совет по русскому языку, патронируемый Валентиной Матвиенко. А целевая программа единогласно была принята в правительстве.
Но, по нашей информации, супругу президента с “Центром” связывает не только “внешнеполитическая” работа. Группа сотрудников “Центра” в свое время помогала Людмиле Александровне в качестве спичрайтеров. Однако совместная работа не сложилась, и эти сотрудники были уволены — вместе с главным спичрайтером Путиной Георгием Урушадзе. Получили они известие об увольнении в “неофициальном” кабинете Людмилы Александровны на Славянской площади...
Московский Комсомолец ,
4.10.2001