Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Оппозиция перехитрила Смольный
27.09.2001 00:01
Вопрос о сроке перевыборов Законодательного Собрания, скорее всего, будет занимать силы и время Мариинского дворца и Смольного еще долго. Но вопрос о том, по каким правилам пройдут эти выборы, решен окончательно: Владимир Яковлев обязан подписать новую редакцию городского избирательного закона.
Указанный закон был принят ЗС в начале мая нынешнего года, и содержал ряд новаций, которые не устраивали губернатора, ибо серьезно снижали влияние его административного и пропагандистского ресурса.
Во-первых, вместо двухтуровой системы выборов вводилась однотуровая - не позволяющая перед вторым туром голосования направить всю мощь ТРК "Петербург" для того, чтобы "утопить" неугодных губернатору кандидатов-"финалистов". При однотуровой системе такая тактика не срабатывает - всех неугодных не "утопишь".
Во-вторых, отменялось досрочное голосование - давно уже ставшее "питательным бульоном" для подкупа избирателей, которых конвейерным способом доставляли на участки с последующим получением "гуманитарной помощи". Конечно, "прикормить" избирателей тем или иным способом стараются многие кандидаты, но в организации "нужного" досрочного голосования, как показывает опыт выборов последних лет, в наибольшей степени отличились именно те кандидаты, на которых делала ставку администрация. Возможно, это случайное совпадение, но счастливые случайности, как известно, требуют тщательной подготовки. Да и милиция, подчиненная Смольному, по столь же случайному совпадению, напрочь закрывала глаза на то, как старушек автобусами привозили голосовать.
В-третьих, военнослужащие должны были голосовать на общих, а не на закрытых избирательных участках - где у командования училищ или воинских частей (как правило, лояльного власти) было бы меньше возможностей обеспечить нужный результат голосования.
И, наконец, сбор подписей мог заменяться внесением залога - между тем, именно кандидаты, имеющие административную поддержку, как известно, не испытывают проблем со сбором автографов граждан.
В этой ситуации трудно удивляться, что Владимир Анатольевич наложил на принятый Собранием закон "вето" и прислал полсотни поправок. Суть их заключалась в следующем.
Смольный предложил увеличить с 1% до 2% (примерно с 750 до 1500) число подписей избирателей, которое необходимо собрать для регистрации кандидатом в депутаты ЗС, и также вдвое увеличить избирательный залог (с 150 до 200 МРОТ) для тех кандидатов, которые предпочитают заплатить деньги в бюджет, а не сборщикам подписей. Что тут же заставило предположить, что администрация лоббирует интересы "фирм", которые за соответствующую мзду принесут вам подписи, собранные для регистрации кандидатом хоть Юлия Цезаря, хоть Карла Маркса, хоть Змея Горыныча. Наконец, губернатор предложил убрать нормы, которые гарантируют вывешивание на избирательных участках и рассылку избирателям информационных материалов о кандидатах. И здесь все ясно: смягчение "информационного неравенства" кандидатов не нужно Смольному, который как раз нуждается именно в неравенстве, облегчающем использование "административного ресурса". Имея в своем распоряжении ТВ, радио и газеты, администрация легко доводила до граждан всю информацию о "своих" кандидатах и не имела ни малейшего желания усложнять им жизнь, заботясь о том, чтобы избиратели что-либо знали о "чужих"...
Тем не менее - что удивило многих - губернатор не стал предлагать поправки, которые бы меняли перечисленные выше ключевые моменты избирательного закона. Почему - вопрос сложный.
Одни депутаты полагают, что Смольный смирился с неизбежностью однотуровой системы голосования, и вообще губернатор силен тем, что он "конструктивный человек", как выразился один из народных избранников.
Другие считают, что это даст Яковлеву возможность впоследствии настоять и на введении однотуровой системы выборов губернатора (старая мечта Смольного).
Третьи придерживаются той точки зрения, что в администрации просто-напросто "проморгали" ситуацию и решили пойти простейшим путем: потянуть время. Шансы на преодоление "вето" выглядели призрачными, пока же депутаты рассмотрят такое количество поправок - пройдет не одна неделя. При этом принята будет, по обыкновению, лишь часть поправок, а, значит, на закон можно будет еще раз наложить "вето". После чего политический торг между Мариинским дворцом и Смольным (включающий также борьбу за срок выборов депутатов и за изменение городского Устава) можно будет продолжить...
Судя по поведению сторонников губернатора во время обсуждения - справедлива именно третья версия. Но здесь выяснилось, что в Смольном, конечно, сидят хитрые ребята, но в Мариинском дворце тоже никому палец в рот не клади.
Проанализировав ситуацию, оппоненты губернатора ("Яблоко", СПС и "Законность") сделали достаточно ловкий тактический ход: они призвали...одобрить все поправки губернатора, как "наименьшее зло"! В этом случае, согласно установленным правилам, Владимир Анатольевич был бы обязан подписать закон в течение недели, и уже не мог бы накладывать на него "вето", тем самым затягивая его принятие.
Сторонники губернатора в ЗС также это поняли - но такая тактика оказалась для них неожиданной, что в конце концов сказалось на результате. Для начала, они не позволили проголосовать "пакетом" все поправки Смольного, а затем начали пытаться "завалить" хотя бы одну из них. Хитрость заключалась в том, что в этом случае - если бы хоть одна поправка губернатора не прошла - на избирательный закон вновь могло быть наложено вето.
Все дальнейшее напоминало театр легкого абсурда: оппоненты губернатора, не щадя живота своего, бились за принятие всех поправок Смольного, а "прогубернаторские" фракции ("Союз", "300-летие города" и "Санкт-Петербург"), также не щадя живота, старались "завалить" хотя бы одну из поправок своего патрона... Надо сказать, что несколько раз "прогубернаторские" депутаты несколько раз уже почти было "заваливали" поправки своего любимого губернатора, но при повторном голосовании оппонентам Яковлева удавалось, что называется, "на соплях" (всего одним-двумя лишними голосами) провести свой вариант. В конце концов, полсотни поправок губернатора были одобрены, и закон принят в новой редакции. Смольный проиграл - пав жертвой собственной непродуманной тактики.
Теперь полем боя станет Устав города - точнее, подготовленные к нему поправки, которые осталось проголосовать в последнем, третьем чтении, но это уже не первый раз никак не удается сделать. Поправки, над которыми несколько месяцев бились парламентарии, позволяют развязать "гордиев узел" и устранить противоречия в тексте Устава. Сейчас "городская конституция", как известно, предусматривает 4-летний срок полномочий ЗС, истекающий в январе 2003 года, а выборы депутатов ЗС третьего созыва - в апреле 2003 года. На практике это означает, что в период предвыборной кампании в городе вообще не будет легитимной законодательной власти.
Предложенные поправки могут это противоречие снять: выборы при этом, скорее всего, прошли бы в декабре 2002 года, а полномочия третьего созыва ЗС были бы продлены до 4 лет и четырех месяцев. Зато выборы ЗС четвертого и всех следующих созывов проходили бы уже в апреле. Губернатора такой вариант не устраивает - ему, по понятным причинам, выгоднее любая неопределенная ситуация. Не оставляет Смольный и надежд добиться проведения выборов в апреле 2002 года - хотя юридических путей для реализации этой мечты не видно. Тем не менее, ни на одном из последних заседаний ЗС изменить Устав не удалось - видимо, торг будет продолжен. Не исключено, что одним из его элементов станет либо принятие городского бюджета-2002, проект которого вот-вот должен быть внесен, либо вопрос об исключении из Устава нормы, однозначно запрещающей губернатору баллотироваться на третий срок.
Говорят, правда, что Владимиру Анатольевичу "тонко" намекнули в Кремле, чтобы он и думать не смел о третьем сроке - иначе, мол, с ним поступят, как с Наздратенко или, хуже того, как с Руцким - но уже было немало доказательств того, что нелюбовь Путина к Яковлеву на поверку оказывается таким же мифом, как и любовь Путина к Собчаку...
Борис Вишневский, Новая газета (Санкт-Петербург) , 27.09.2001

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru