Передел собственности на рынке достигнет пика в конце 2001 — начале 2002 года покупкой москвичами очередной петербургской радиостанции. Может быть, и не одной. Петербургские радиостанции все больше становятся ретрансляторами московских сигналов.
Новый порядок
Летом 2001 года в Петербурге начали вещание две московские радиостанции — «Наше радио» и «Love радио».
Компания «Логоваз Ньюс Корпорейшн» приобрела 100% акций ЗАО «Модерн». И теперь на частотах «Радио Модерн» вещает «Наше радио». «Радио Петербург Ностальжи» уступило место в эфире «Love радио». Владельцы нового вещателя — компания «АРС» и Игорь Крутой.
По оценкам исследовательской компании «Комкон-СПб», в мае-июне 2001 года общая аудитория «Модерна» и «Ностальжи» составляла около 8,6% от общего числа радиослушателей Петербурга (соответственно 5,2 и 3,4%).
Эти события свидетельствуют о том, что московские радиостанции начинают доминировать в городе на Неве.
Московские радиокомпании уже давно занимают в Петербурге видные позиции: «Европа Плюс», «Русское радио», «Радио Шансон», «Радио Студио», «Радио FM107». В сумме на долю москвичей приходится до 40% петербургских слушателей.
Холдинг «Русская Медиа Группа», обладая в Петербурге тремя радиостанциями («Русское радио», «Love радио», «Радио Монте-Карло»), встал в один ряд по охвату аудитории с холдингом Metro-Media («Эльдорадио», «Канал-Мелодия 91,1»).
Сергей Афанасьев, генеральный директор «Канал-Мелодия 91,1», уверен, что вхождение московских радиокомпаний в петербургский эфир остановить невозможно. К скупке радиостанций привела слабость прежнего управления. Это одна из причин.
Такого же мнения придерживаются специалисты ЗАО «Комкон-СПб», составители рейтинга радиостанций в Петербурге. Вопрос только в том, какую радиостанцию купят москвичи в ближайшее время.
Кто кого
Главный претендент на продажу, по мнению операторов рынка, «Радио Балтика». У станции высокий рейтинг и хорошая репутация среди рекламодателей.
Первым в списке покупателей значится «Логоваз Ньюс Корпорейшн». Цель — продвижение радио «Ультра». Об этом руководство компании говорило после покупки ЗАО «Модерн».
Купить «Радио Балтика», по мнению участников рынка, может ОАО «Газпром—медиа» через ЗАО «Медиа-Мост» («Эхо Москвы», «Радио РДВ», «Спорт FM», «До-Радио»). Отчасти предположение, что «Медиа— Мост» купит «Радио Балтика» основано на том, что Александр Дыбаль, проработавший около 8 лет коммерческим директором на «Радио Балтика», возглавил департамент инфор-мационной политики в ОАО «Газпром».
Однако Наира Паповян, коммерческий директор «Радио Балтика», подобных предположений не подтвердила.
Процесс слияния петер-бургских радиостанций и «Медиа-Моста» осложняется отношениями собственности в компании
Покупку может совершить и «Русская Медиа Группа». Но операторы рынка полагают, что в петербургском портфеле этого холдинга уже достаточно радиостанций.
Почему покупают станции
Слияние радиостанций — наиболее эффективный способ начать радиобизнес в Петербурге. Он позволяет инвестору избежать процедуры получения лицензии на право выхода в эфир на определенной частоте. Чтобы приобрести это право, надо участвовать в конкурсе, а его исход — явление непредсказуемое.
По цене оба способа сопоставимы. Стоимость действующего радиовещательного предприятия может достигать $2 млн. Минимальные инвестиции в новую радиостанцию составят $1400-1700 с учетом 2-годичного периода «раскрутки».
Рынок начал расти
Время выхода на рынок новых радиостанций совпало с активизацией рекламодателя.
Оборот петербургского рынка радиорекламы подрастет в 2001 году на 15-20%. По разным оценкам, фирмы города потратят на звуковую рекламу $3-5 млн. Больше половины рекламных денег соберут «Европа Плюс», «Эльдорадио», «ГТС — Радио Петербург», «Русское радио», «Канал-Мелодия 91,1».
По подсчетам Сергея Афанасьева, оборот рынка все еще отстает на 25% от уровня 1998 года. Это подтверждает генеральный директор 000 «Медиа Интернешнл» Алексей Южанов: «В 1998 году на центральных каналах — «ОРТ», «РТР» — появились региональные «окна», и петербургские предприниматели получили возможность размещать рекламу на ведущих каналах телевидения. Раньше компании давали рекламу преимущественно на радио».
Демпинг — залог успеха
Новые станции, приходя на рынок, начинают привлекать рекламодателей низкими тарифами. По мнению Ольги Масаловой, коммерческого директора «Эльдорадио», московские станции рушат рекламный рынок Петербурга. И этому помешать нельзя.
Петербургские вещатели беспокоятся, что увеличение числа конкурентов и необоснованное снижение расценок приведут к снижению доходов от рекламы. А значит, упадет. эффективность их бизнеса. И предприятие станет легкой добычей на растущем рынке.
«Если радиокомпании продолжат демпинговать, то неминуемо их ждет участь уже купленных станций. Мы не будем ввязываться в ценовые войны», — говорит генеральный директор «Канала-Мелодия 91,1» Сергей Афанасьев.
Деловой Петербург ,
25.09.2001