|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Сон в белую ночь
17.09.2001 00:01
Политическое затишье летней поры относительно. Определенные круги, действуя по принципу "природа не терпит пустоты", оживили мертвый сезон отпусков очередным обсуждением фатальных петербургских мифов: объединение Санкт-Петербурга и Ленинградской области и придание Петербургу статуса российской столицы. И хотя обе идеи уже не первой свежести, на этот раз (как, впрочем, и во всех остальных случаях) удалось вдохнуть в них новую жизнь
Путешествие из Москвы в Петербург Официальных планов переноса столицы из Москвы в Петербург не существует. Тем не менее новое петербургское мифотворчество крепнет, и причиной тому - благодатная почва приближающегося 300-летнего юбилея города. К юбилею, как и положено по давней российской традиции, намечены приличествующие случаю подарки. Масштаб события нешуточный: действо замышлено как всемирное празднество, подготовку к нему патронирует лично Владимир Путин. Соответственно, и подарки должны быть царские. Если президент с выбором столичного града еще не определился, то общее направление политики Центра позволяет говорить о том, что в какой-то мере столичный статус городу в честь его 300-летия все же будет преподнесен. К примеру, размещением на берегах Невы парламента Союза России и Белоруссии, выборы которого намечены на будущий год. А возможно, и переселением в Санкт-Петербург российского парламента. Традицию по размещению в северной столице парламентариев прослеживают с 1993 года, когда Межпарламентская ассамблея СНГ была расквартирована в Таврическом дворце. Теперь, по словам госсекретаря Российско-белорусского союза Павла Бородина, в Петербурге планируют построить парламентский центр союза (что будет стоить, возможно, около 2 миллиардов долларов). К планам переноса на невские берега Госдумы и Совета Федерации лидеры обеих палат относятся по-разному: если Егор Строев против, то Геннадий Селезнев - за. Вероятно, сказывается питерское происхождение думского спикера. Это вполне соответствует версии, популярной среди чиновников петербургской администрации. По ней "питерские москвичи", которых немало в окружении Путина, лоббируют идею переноса столицы, мотивируя это тем, что нелегко построить вожделенную властную вертикаль на обжитом московской бюрократией месте. Приводят в качестве аргументов действия управления делами президента РФ, которое заинтересовалось покупкой земельных участков в Петербурге, ускоренными темпами ведет реконструкцию Константиновского дворца на берегу Финского залива - будущей морской резиденции президента. Московский и питерский градоначальники высказываются об идее переноса столицы с нарочитой сдержанностью. Владимир Яковлев говорит, что в Петербурге "найдется много территорий для федеральных объектов". Юрий Лужков заявляет, что предложения о переносе столицы его "не пугают", при этом, правда, пугая общественность многомиллиардными затратами на осуществление таких планов. Понятно, что статус столичного города требует колоссальных вложений на развитие инфраструктуры, дорог, транспортной сети. В то же время этот статус приносит свои дивиденды: рост инвестиционной и деловой привлекательности. Правда, столичный статус приносит не только доходы, содержание столицы само по себе стоит недешево. Москве начиная с 1999 года из федерального бюджета не выплачено ни копейки субвенций (компенсации затрат на выполнение столичных функций), а это, по данным московской мэрии, обходится в миллиарды. Столица областного масштаба Помимо программы-максимум: переезда в Петербург российской столицы, уже много лет в городе витает и другая идея: объединение в один субъект Федерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области. То есть создать на невских берегах пусть не государственную, так хотя бы региональную столицу. Этот фантом ведет родословную еще со времен правления Анатолия Собчака. Тогда в городском Законодательном собрании даже была создана специальная временная комиссия по взаимодействию с законодателями области. А в 1996 году во время городских губернаторских выборов областной губернатор Александр Беляков вступил в предвыборную борьбу под лозунгом объединения. Позже, после избрания градоначальником Владимира Яковлева, в том же 1996 году Беляков, претендующий теперь уже на повторное избрание губернатором Ленинградской области, подписал с Яковлевым договор о поэтапном объединении. Но в кресле губернатора его сменил Вадим Густов. Осенью 1998 года уже сам Густов, только что назначенный первым вице-премьером, заявил, что идея объединения получила "добро" от Бориса Ельцина. Но вице-премьерство Густова было недолгим, а осенью 1999-го губернатором Ленинградской области стал Валерий Сердюков, который относится к идее объединения крайне отрицательно. Владимир Яковлев объединяться по-прежнему готов, правда, не раньше 2003 - 2004 годов, когда истекает срок его второго губернаторства. Появление на карте нового федерального образования сулит ему возможность продолжить губернаторскую карьеру уже руководителем нового субъекта. Сердюкова это, напротив, не устраивает: его двухсрочный губернаторский ресурс будет к тому времени еще не исчерпан. Сердюков отметает все намеки на то, что Петербург увеличит инвестиционную привлекательность Ленинградской области. Он приводит цифры, которые свидетельствуют о том, что Ленобласть, имеющая выход к Балтийскому морю и граничащая с Евросоюзом (Финляндией), и так вышла в число лидеров по иностранным инвестициям среди российских регионов. В ход идут ссылки и на историческую преемственность: в 1800 году указом императора Александра 1 Петербургская и Московская губернии были образованы отдельно от столиц. Нормальные герои всегда идут в обход Кроме проблем историко-мифологического свойства, в Санкт-Петербурге не утихают страсти и в связи с вещами вполне конкретными. Например, по поводу городских "строек века": строительством комплекса защиты города от наводнений и кольцевой автодороги. Но если с дамбой в Финском заливе, как уже стало ясно, к 300-летию не поспеть, то стремление уложиться в сроки со строительством кольцевой автодороги налицо. Строительство КАД идет полным ходом. Курирует его по аналогии с другими юбилейными петербургскими программами президент Путин. Окончательный проект дороги, правда, еще не готов, его ждут только к концу года. Тем не менее работа кипит. Вот-вот планируют сдать первый участок КАД протяженностью 24 километра. Все бы ничего, но вот граждане, как это бывает нередко, высказывают недовольство. Даже протестуют. Например, в районах Ржевка и Троицкое поле, где дорога частично пройдет по территории города и придется расселять около тысячи квартир. То, что городу нужна кольцевая дорога, понимают все. Она не только отведет транзитные транспортные потоки, но и часть внутригородских, разгрузив до невозможности перегруженный центр. По расчетам, доля транзита на КАД будет относительно невелика: всего 12%, остальные 88% - городской транспорт. Вот почему дорога максимально приближена к городу. КАД нужна Питеру как воздух. В самом буквальном смысле слова. По прогнозам транспортников и экологов, если будет разгружен центр города, уменьшится число транспортных пробок, и загазованность воздуха может снизиться на целых 30%. Этим убийственным аргументом администрация кроет всех сомневающихся в строительстве, даже если они рассуждают вполне здраво: незачем гнать стройку к юбилейной дате, как это было в годы "развитого социализма", надо как следует просчитать и обмозговать проект. "Некогда", - отвечает администрация в лице губернатора, вглядываясь вдаль из-под козырька оранжевой строительной каски. Реальность фантастического мира Но стройки стройками и мифы мифами, а каждая идея, помимо филологической составляющей, имеет свое прикладное политическое значение. И определенные результаты здесь налицо. Если два-три года назад над Петербургом довлела мрачная слава криминальной столицы России, сегодня центр тяжести сместился в сторону возвышенного облика столицы культурно-дипломатической. За время президентства Владимира Путина город испытал прямо-таки нашествие руководителей иностранных держав. Некоторые направлялись туда, даже минуя Москву. Кто только не побывал на берегах Невы за последние двенадцать месяцев - от президентов и премьер-министров до королей и диктаторов. Желанное следствие международной популярности города: рост его инвестиционной привлекательности. По данным комитета внешних связей администрации Санкт-Петербурга, в течение первого квартала этого года, загруженного визитами зарубежных вип-персон, объем инвестиций вырос на 200 миллионов долларов. Возросший престиж города вызвал невиданный уже долгие годы туристический бум. К примеру, огромные очереди в Эрмитаж, чего не наблюдалось, пожалуй, последние пять-шесть, а то и восемь лет. По данным петербургской администрации, число иностранцев, горящих желанием попасть в Петербург, достигло трех миллионов, и на такую ораву туристов катастрофически не хватает гостиниц. Чтобы решить эту проблему, губернатор срочно принял специальную адресную программу гостиничного строительства, за реализацию которой засели чиновники вместе с инвесторами... А что до мифов, то какими бы фантастическими ни казались замыслы петербургской администрации по возвеличиванию родного города, менталитет петербуржца принимает их с готовностью.
Николай ДОНСКОВ, Новая газета ,
17.09.2001
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |