|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Копия прокурору
12.09.2001 00:01
Разгромный отчет о результатах проверки деятельности комитета по здравоохранению (КЗ) городской администрации в части финансирования за счет городского бюджета приобретения лекарств для "льготников" представила депутатам ЗакСа Контрольно-счетная палата.
Копии отчета направлены губернатору, которому КСП предлагает привлечь нарушителей к ответственности, а также городскому прокурору и начальнику ГУВД - видимо, с той же целью. Правда, будут ли меры приняты - большой вопрос: о массовых нарушениях в лекарственной сфере говорят уже восьмой год, а воз и ныне там, и никто ни разу ни за что не был наказан. Претензии КСП таковы. Во-первых, констатируется, что в КЗ отсутствует строгая система формирования, исполнения, учета и контроля за обеспечением "льготников" лекарствами в соответствии с формуляром, утверждаемым законом о городском бюджете. Во-вторых, комитет не может подтвердить расчетами варианты расходов на приобретение "льготных" лекарств. Более того, "председатель комитета (он же - вице-губернатор Анатолий Каган) не владеет точной информацией о количестве больных льготных категорий населения и не может представить обоснованных расчетов потребности в финансировании расходов". При этом намеренно занижается объем лекарств, которые приобретаются в рамках формуляра - так, чтобы уложиться в заранее предложенную комитетом финансов сумму. В результате потребность горожан в обеспечении основными "льготными" лекарствами удовлетворяется с каждым годом все меньше и меньше. КСП приводит убийственную (в буквальном смысле слова, поскольку речь идет о жизненно важных препаратах) статистику: в 2001 году потребность в антидиабетических препаратах удовлетворяется на 60 процентов, в антиастматических - на 35, в психотропных - на 40, в онкологических - на 50, а в сердечно-сосудистых - на ноль, причем уже третий год подряд. Последнее объясняется тем, что КЗ попросту не включает сердечно-сосудистые препараты в формуляр - вопреки федеральным нормативным актам. Наконец, в прошлом году из 165 позиций "льготных" лекарств, даже включенных в формуляр, 106 позиций не выполнены по количеству закупленных препаратов. В-третьих, по мнению КСП, "в Петербурге сформировалась устойчивая группа фирм-поставщиков лекарственных средств для льготных категорий, являющихся, по сути, перекупщиками". Действительно, из двенадцати фирм, которые в 1999-2001 годах получали право на заключение договоров на поставку "льготных" лекарств по результатам проводимого КЗ конкурса, десять фирм выигрывают этот конкурс ежегодно. Такие счастливые случайности требуют, как известно, тщательной подготовки. Кто же эти чрезвычайно удачливые фирмы? ЗАО "Фармакор", ЗАО "Фарм Тамда 77", ГП "Центральная фармацевтическая база", ЗАО "Петромед", ООО "Балтик Секьюрити Сервис" и другие. При этом, как отмечает КСП, "регламентом работы конкурсной комиссии не определен порядок применения товарных скидок, не определена зависимость размера этих скидок от снижения срока годности и увеличения срока поставки лекарств". Анализ закупок лекарств в январе-июне 2001 года показал, что фактические цены закупок лекарств по отдельным позициям в 1,2 - 2,5 раз превышают цены, заложенные в формуляре. В 2000 году по 10 позициям превышение цен доходило до семи раз. Между прочим, в прошлом году формуляр рассчитывался, исходя из курса доллара 35 рублей. На самом деле средний курс составил 28 рублей - и все цены на лекарства должны были снизиться примерно на 20%, чего, однако, не произошло. Комздрав по этому поводу никаких объяснений не дал. В-четвертых, комитет не использует возможность получения дистрибьюторских скидок и приобретения лекарственных средств напрямую у производителей, что не позволяет рационально расходовать средства бюджета. Точных данных потерь по этому направлению нет, но если учесть, с каким превышением цен закупаются отдельные препараты, масштабы этих потерь измеряются сотнями миллионов рублей. Все прочие отмеченные нарушения трудно перечислить в рамках одной статьи - они занимают тринадцать компьютерных страниц. Интересно, сколько еще лет понадобится для появления такой системы закупки "льготных" лекарств, чтобы каждая проверка не напоминала обвинительное заключение. *** Прямая речь Совесть - это чувство нравственной ответственности за свои поступки перед людьми и обществом. Убежден, что это чувство отсутствует у вице-губернатора Анатолия Кагана, - заявил руководитель Контрольно-счетной палаты Петербурга Дмитрий Буренин. Один из основных выводов, который отражен в заключении КСП, - по инициативе Анатолия Кагана закупка препаратов в сумме 9 миллионов 342 тысячи рублей была профинансирована комитетом финансов путем зачета по погашению несуществующей задолженности. Кроме того, при проведении указанного зачета цены на поставку медикаментов в 2,6 раза превышали цены аналогичных медикаментов того же поставщика (ЗАО "Кови-Фарм") по другим договорам. Таким образом, казне нанесен ущерб в сумме более 5 миллионов 816 тысяч рублей. *** Кстати Из комздрава "в связи с появившимися сообщениями о якобы имеющих место злоупотреблениях в сфере льготного лекарственного обеспечения" в "Известия" поступили разъяснения. Необходимость взаимозачета по приобретению инсулинов была вызвана острой нехваткой данной группы препаратов более чем 12 тысячам больных диабетом, вызванной неравномерным распределением поквартального финансирования. Существенно, что ЗАО "Кови-Фарм" на момент проведения взаимозачетов являлось единственным поставщиком, у которого были необходимые инсулины в требуемом городу количестве. Комитет по здравоохранению только определил поставщика, а схему проведения взаимозачетов налоговой задолженности и окончательное согласование контракта в полном объеме, в том числе и цены, проводил комитет экономики и промышленной политики. На открытый конкурс ни один из отечественных производителей заявок не подал, а с зарубежными производителями комздрав не имеет права работать напрямую. По согласованию со специалистами-медиками, с учетом обращений граждан и сезонных колебаний заболеваемости закупались наиболее актуальные на определенный момент препараты. Этим можно объяснить невыполнение формуляра (установленного перечня) льготных лекарств по одним позициям (106 наименований) и превышение по другим. В 2000 году при расчете формуляра был заложен курс 35 рублей за доллар США и 18,71 рубля за немецкую марку. Но поскольку реальный курс валют оказался значительно ниже, в течение года дополнительно к основному формуляру приобретались еще 28 наименований препаратов. В основном это были средства сердечно-сосудистой группы, крайне необходимые пациентам, но не включенные в формуляр из-за ограниченного финансирования. В 2001 году закуплено 9 наименований лекарств, не включенных в базовый формуляр.
Валерия СТРЕЛЬНИКОВА, Известия Петербург ,
12.09.2001
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |