|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Как Кудрин обыграл Илларионова
30.08.2001 00:01
В понедельник в час ночи министр финансов А. Кудрин подписал проект федерального бюджета, а уже в восемь часов утра офицер-фельдъегерь на черной "Волге" доставил коричнево-бордовый чемоданчик с этим проектом в Охотный ряд, в здание Государственной Думы.
Внешне все как в Англии. Только там министр финансов лично относит чемоданчик, кстати, очень старенький и потертый, в палату общин британского парламента. И начинаются важные бюджетные баталии. Но у нас они идут уже давно. Дело в том, что еще в апреле месяце, в послании Путина Федеральному Собранию говорилось о новых принципах принятия государственного бюджета. Предполагалось, что в стране будет целых два бюджета: первый - традиционный, а второй - так называемый стабилизационный. Первый бюджет создается исключительно для обслуживания текущих нужд, а второй - для выплаты по внешним долгам и в качестве так называемого "резерва поколений", то есть для обеспечения развития образования, перспективных социальных нужд и т. п. Такие фонды есть, например, в Кувейте или Норвегии - ведущих нефтяных странах. Там как бы считается, что нефтегазовые запасы принадлежат не компаниям, а всей нации, причем как ныне живущим людям, так и последующим, их детям и внукам. Там исходят из того, что запасы нефти и газа не вечны, а пока они есть, такой "резерв" на непредвиденные дни создать необходимо. О стабилизационном фонде сразу же начались споры. Каким он должен быть? Экономический советник Путина А. Илларионов предлагал исходить из "пессимистического" варианта цены на нефть в 10-12 долларов за баррель. Нефтяные доходы бюджета, по предложению Илларионова, должны были делиться пополам. Но судя по всему идея Илларионова не встретила восторга в правительстве. Дело в том, что изначально "пессимизм" министра финансов А. Кудрина был более оптимистичным - он предлагал исходить из цены на нефть в 17-18 долларов. Но события на Ближнем Востоке, несостоявшийся резкий спад американской экономики, особая позиция ОПЕК, организации стран-экспортеров нефти привели к тому, что ожидаемого падения цен на энергоносители на мировых рынках не произошло. К тому же правительство понимает, что именно оно несет ответственность за средства бюджетников, пенсионеров, за чрезвычайные программы. Оно не хочет в случае чего быть "крайним" и вызывать на себя огонь гнева как президента, так и Думы. И здесь случилось вот что. Премьер Касьянов представил президенту первоначальные наметки бюджета, в котором о стабилизационном фонде говорилось невнятно. Путин выразил молчаливое недовольство. Проект "срочно" исправили. И в нем уже вместо стабилизационного появился "резервный фонд" (не путать с "резервным фондом" питерских депутатов). После этого Путин одобрил проект. Но интересно, что он, этот проект, оказался очень далек от идей Илларионова, что свидетельствует о резком ослаблении его аппаратного влияния в Кремле. Но это не свидетельствует об укреплении влияния М. Касьянова. Продолжают бродить слухи о его замене то на Прусака, то на Рушайло. Впрочем, достоверность их оценить сложно. В любом случае ясно одно - позиции Кудрина сильно окрепли, а борьба за бюджет будет очень непростой. Мы еще не раз вернемся к этим сюжетам.
Валерий ОСТРОВСКИЙ, Санкт-Петербургский курьер ,
30.08.2001
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |