Каким был Петербург 100, 200, 300 лет назад? Об этом можно узнать из путеводителей и мемуаров, архивных документов и художественной прозы. Увидеть же Санкт-Петербург прошлого, разглядеть исчезнувшие детали быта, ощутить атмосферу давно и навсегда ушедшего времени помогает удивительный мир старых открыток. Издательство "Сатис" к 300-летию Петербурга начало выпуск серии альбомов "Северная столица в старых открытках". Уникальный материал для них предоставил легендарный питерский филокартист Николай Шмитт-Фогелевич, отметивший 60-летие своей коллекции. Ныне его собрание насчитывает 150 тысяч открыток, две трети которых посвящены петербургской истории.
Серию открывает только что вышедший альбом "Немцы в Петербурге". Помимо великолепного иллюстративного материала, альбом снабжен интереснейшим очерком Аллы Чесноковой, охватывающим историю немцев Петербурга. Первые выходцы из Германии прибыли на берега Невы по приглашению Петра 1 и на протяжении двух последующих веков были не только крупнейшей, но и одной из самых колоритных диаспор в столице. Пожалуй, нет сферы, в которой бы они не оставили блистательный след. Архитекторы Шлютер (сооружавший летний дворец Петра 1), Гербель (возводил Кунсткамеру, первый российский музей), Оснер (участвовал в строительстве Петропавловской крепости и Петергофа) и многие другие; первые петербургские академики Эйлер, Крафт, Герман.
Не менее ревностно немцы служили России на ратном поприще: история помнит военачальников Витгенштейна, Беннингсена, Клодта... Первым профессиональным реставратором в России тоже был немец - художник Пфандцельт, назначенный Екатериной II хранителем картинной галереи Эрмитажа. Банкиры, художники, музыканты, промышленники привносили в новую российскую столицу черты истинной европейской жизни. Это не только крупнейшие открытия и архитектурные памятники, но и такие мелочи, как, например, номерки в гардеробах, впервые в России появившиеся в Немецком клубе. Еще один знак "немецкого влияния" - елка на Рождество, благодаря немцам появившаяся в Петербурге и распространившаяся на всю Россию. Гимназия Мая, где не знали "ни национальностей, ни сословий", первая женская школа Шаффе, вошедшая в анналы педагогики Петершуле. А кто не знает легендарный "Энциклопедический словарь" Брокгауза и Ефрона!
Следующие альбомы в серии "Северная столица в старых открытках" будут посвящены французам, англичанам и евреям Петербурга. Почему-то без итальянцев решили обойтись.
Юлия КАНТОР, Известия ,
29.08.2001