Виртуальное петербургское существо условно женского пола, придуманное и нарисованное художником Олегом Куваевым, оказалось не только самым популярным из отечественных мультгероев со времен Чебурашки, но и первым персонажем, появившимся в Интернете, за которого началось соревнование рекламодателей.
Про Масяню написали The Wall Street Journal и The Times, сравнив ее с Бивисом и Баттхедом, Бартом Симпсоном и почему-то с Ларой Крофт.
Смешно вспомнить, с чего все началось: год назад кто-то (не сам Куваев) разослал первые серии мультфильмов по электронной почте в московские офисы. Через пять месяцев на сайт Mult.ru стали заходить ежедневно по 15 000 - 20 000 человек, из-за чего, по мнению The Wall Street Journal, у "элиты российского бизнеса. .. появился новый повод для беспокойства: мультфильм в Интернете отвлекает внимание миллионов скучающих молодых офисных работников".
Выводы WSJ, вообще, самое забавное из того, что написано про Масяню: "Плохо нарисованная, говорящая на непристойном молодежном сленге, маниакально хихикающая и склонная к выпивке, наркотикам и сексу, Масяня имеет большое число поклонников среди российских представителей "поколения икс", 20 - 30-летних людей, известных своим ничем не ограниченным цинизмом и абсолютной незаинтересованностью в политике" - таков ошарашенный взгляд из Нью-Йорка.
Понятно, что на самом деле Масяня - никак не циничный, но скорее трогательный персонаж. Ее юмор - лишь временами, да и то очень относительно черный, по большей же части вполне добродушный, - обращен к тому подростку, который живет во взрослом уже человеке; тех, в ком этого подростка нет, Масяня раздражает.
Неважно, хороший ли Куваев художник, но он хороший режиссер, умеющий придумать реплику, которая тут же станет афоризмом, и подать любой короткий сюжет как анекдот. Демократизм Масяни, вечно попадающей в нелепые истории, - это и есть демократизм анекдота: в каком-то смысле Масяня заменила "скучающему офисному сотруднику" именно этот порядком обесцененный в 90-е гг. жанр. "Скучающий" - вероятно, ключевое здесь слово. Если следовать этой логике, нетрудно вспомнить, в какое время рассказывание анекдотов помогало советскому человеку скоротать рабочий день на госслужбе. Нетрудно сравнить и аудиторию: тех, кто сегодня смотрит на рабочем компьютере Масяню, лет 20 назад мы назвали бы ИТР. То есть при всей своей аполитичности Масяня довольно много говорит о том, как мы прожили 2002 год.
Ведомости ,
30.12.2002