|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
В Кремле зреет революция. Кадровая.
24.08.2001 00:01
На днях президент России Владимир Путин своим распоряжением образовал комиссию по вопросам реформирования государственной службы РФ. Ее возглавил председатель правительства. Тем же распоряжением главы государства создана межведомственная рабочая группа по подготовке проектов программы реформирования госслужбы, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, необходимых для проведения реформы. Руководителем группы назначен первый замглавы Администрации президента РФ Д.Медведев. Предполагается, что после анализа этих проектов группа представит президенту концепцию. По сообщениям информационных агентств, это знаменательное событие ожидается к концу года, хотя источники "Века" называют и иные сроки - в ближайшее время.
Необходимость проведения реформы государственной службы очевидна. Фактически в течение последних десяти лет на самом высоком уровне признавалось, что, как и прежде, кадры решают все, однако однозначного понимания того, какие именно кадры нужны и - главное - где их брать, не было. Возможно, поэтому содержательная часть всех ранее предпринимавшихся попыток "отреформировать" госаппарат сводилась к призыву "сократить", что на деле выливалось в еще большее разбухание госчиновничества. Вопрос же повышения его эффективности при этом отпадал как бы сам собой. "Болезни", от которых страдает госслужба, носят хронический характер. И, как стало известно "Веку", разработчики разных вариантов концепции в этом единодушны. Скажем, очевидно, что сегодня на основе действующего законодательства, громоздкого и плохо читаемого, невозможно разобраться в том, как работает система подбора и расстановки кадров, какие обязанности и привилегии эти кадры имеют. Например, закон "Об основах государственной службы РФ" содержит 42 отсылки к иным федеральным законам (большей части из которых нет в природе), 20 отсылок к законам субъектов РФ и 17 - к административным актам. Но это лишь часть проблемы. Притчей во языцех стало равнодушие чиновников к интересам общества и государства и подмена их личными и групповыми интересами, Так же, как кадровая "чехарда" и возникающее вследствие этого "временщичество", назначение на должности по принципу личной лояльности, "персонификация" ведомственных интересов и одновременное отсутствие персональной ответственности за принимаемые решения... Частная на первый взгляд проблема оказания госорганами услуг коммерческого характера перерастает в коррумпированность чиновников, которые парадоксальным образом абсолютно незащищены социально и с должностной точки зрения бесправны. Кремль всерьез озаботился "кадровой революцией" и раздал массу поручений на этот счет. В конце июня на одном из последних заседаний Госдумы вице-премьер Алексей Кудрин напомнил, что в правительстве создана и работает соответствующая комиссия. Многие ждали сенсаций. Однако никаких "секретов" Кудрин открывать не стал, а лишь назвал цифры, характеризующие размеры армии чиновников и затраты на их содержание. (На тот момент - 333 тысячи 232 человека и 39 млрд. 727 млн. рублей. Справедливости ради стоит напомнить слова вице-премьера о том, что в центральных органах исполнительной власти работает 24 тыс. 907 человек, в территориальных - 298 тыс. 818). Пару лет назад над проблемами административной реформы активно работали в Высшей школе экономики, но, как говорят, предложения не нашли отклика. Иная перспектива может ожидать рекомендации рабочей группы Госсовета Юрия Лужкова. Еще 29 сентября прошлого года президент дал ей поручение разработать концепцию. 30 января после заседания президиума Госсовета Владимир Путин поинтересовался результатами и, как рассказывают очевидцы, был немало удивлен объемом и, главное, качеством проделанной работы. Якобы тогда же президент высказал намерение внимательно изучить текст весьма объемного доклада и затем вернуться к его обсуждению. Как стало известно "Веку", это может произойти уже в ближайшие дни, после (либо в ходе) намеченного на вторник заседания президиума Госсовета. - Радикально улучшить государственный менеджмент в течение двух-трех лет невозможно: для этого нет необходимых кадровых, финансовых и организационных ресурсов, - считает координатор рабочей группы Госсовета, директор НИИ социальных систем МГУ Валерий Корецкий, который вместе с Юрием Лужковым участвовал в январской встрече с президентом. - Для приведения нашей системы госслужбы в соответствие с требованиями времени нужен немалый срок и, главное, политическая воля. Но, если сформировать набор требований (или стандартов) к государственным служащим по основным группам должностей и затем последовательно обновлять кадры на основе этих требований, существенного результата можно добиться и в обозримом будущем. Для этого потребуются законодательные меры. С их помощью мы сможем, с одной стороны, вернуть госслужбе публично-правовой статус, а с другой - "декоммерциализировать" ее. Многим представляется, что последнее сделать всего труднее. Мне кажется, что во многих случаях будет достаточно довести оклады госслужащих до уровня 0, 50-0, 75 от средней реальной оплаты офисных работников соответствующего звена коммерческих фирм в данном регионе, а также запретить им переходить на работу в коммерческие структуры, связанные с их прежней деятельностью в течение двух лет после увольнения. Потребуется и еще ряд мер, я бы сказал, "рутинного" характера, говорить о которых сейчас преждевременно. Что именно войдет в итоговую концепцию реформы системы госслужбы и будет представлено Дмитрием Медведевым президенту, пока неясно, хотя очевидно, что начинать Кремлю придется с себя. К слову, некоторое время назад высокопоставленный чиновник администрации в интервью "Веку" в этой связи сказал, что вопреки прогнозам здесь не планируют "сливать" Администрацию президента и аппарат правительства. Нынешняя администрация, по его мнению, - "одна из наиболее результативных за последние годы, хотя сегодня и она представляет собой "громоздкий орган, который в целях повышения эффективности его работы неплохо было бы привести в соответствие с требованиями дня". Он считает, что на пользу делу "пошло бы сокращение кадров и смысловое перераспределение обязанностей" внутри администрации с приглашением на работу "новых людей: молодых, энергичных, свободно мыслящих и не обязательно проходивших ступени иерархической лестницы". При этом источник особо обратил внимание на тот грустный факт, что "начальников всегда найти можно", а вот со средним и низшим уровнем - большие проблемы.
Лариса АЙДИНОВА, Век ,
24.08.2001
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |