|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Греф пошел в атаку на СРП
23.08.2001 00:01
В лобовой конфликт с государством вошла управляющая компания Sakhalin Energy - оператор нефтегазового проекта "Сахалин-2", реализуемого на условиях СРП. Компания отказалась предоставить Минэкономразвития полную информацию о своей деятельности. Это столкновение - первое после того, как контроль над СРП получило ведомство Германа Грефа, враждебно настроенное к самой идее таких соглашений.
Соглашение о разделе продукции "Сахалин-2" вступило в силу 15 июня 1996 г. Проектом начато освоение Пильтун-Астохского нефтяного и Лунского газоконденсатного месторождений на шельфе Сахалина. Инвесторы проекта - Shell (55% акций) , Mitsui (25% ) и Mitsubishi (20% ). С 1999 г. добыто 1,7 млн т нефти, еще столько же планируется добыть в этом году. До недавнего времени Sakhalin Energy имела дело с Минэнерго. В прошлом году президенту Путину предлагали создать специальный орган, который занимался бы СРП, но президент ответил, что не стоит "бюрократизировать процесс", и распорядился передать соглашения в ведение Грефа. Впрочем, по части бюрократических процедур чиновники Минэкономразвития подкованы не хуже прочих. По словам представителя Sakhalin Energy Ивана Черняховского, за последние два месяца из Москвы пришло 15 писем и в каждом было от пяти до 15 вопросов. "Многие из них не предусмотрены в нашем СРП", - заметил он. "Мы хотим создать прозрачную систему отчетности, чтобы видеть, как и с кем подрядчик заключает контракты, насколько законны конкурсы на подрядные работы", - объясняет руководитель департамента СРП Минэкономразвития Олег Кошиков. Но настойчивость чиновников возмутила оператора СРП. Sakhalin Energy решила не давать ответа, например, на вопросы о привлечении российских подрядчиков, о расходах на освоение лицензионных участков, об оплате портовых сборов и контрактах на гидрогеологические исследования. В августе исполнительный директор компании Стивен Маквей написал в Минэкономразвития, что "компания не обязана предоставлять российской стороне запрашиваемую информацию, равно как и любые сведения, запрашиваемые вне рамок ежегодной ревизии". "Вы подвергаете сомнению наше право на ведение работ", - писал Маквей. Позиция Sakhalin Energy нашла понимание у горячего сторонника СРП "яблочного" депутата Думы Алексея Михайлова. "Желание правительства получить максимум исчерпывающей информации не должно переходить грань экономической обоснованности", - говорит он. Дело в том, что проекты "Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Харьягинское" подписаны до принятия федерального закона об СРП. В них не вошла, скажем, норма о том, что не менее 70% подрядных работ должно быть передано российским поставщикам, а число российских рабочих, занятых на исполнении заказов, должно быть не менее 80%. Поэтому в статью 5. 2 закона об СРП внесена "дедушкина оговорка", согласно которой операторы "старых" проектов не обязаны соблюдать нормы, не прописанные в их соглашениях. Это и дало Маквею возможность бросить вызов министерству. Кошиков возражает: проекты СРП не утверждены Думой, Совфедом и президентом, а потому не являются законами. Их подписали правительство, администрация региона и инвесторы. Значит, статус соглашений - обычный гражданско-правовой договор. Принятый в 1997 г. закон чиновник ставит выше. Ясность в правовую коллизию постарался внести управляющий юридической компанией "Вегас-Лекс" Александр Шмаков. По его словам, благодаря "дедушкиной оговорке" Минэкономразвития не имеет права требовать от Sakhalin Energy соблюдения тех норм закона, которые не прописаны в соглашении об этом проекте. Но вот информацию компания, по мнению юриста, предоставлять обязана. "Государство может затребовать практически любую документацию", - говорит Шмаков, участвовавший в подготовке "Сахалина-1" и "Сахалина-2". В Минэкономразвития не настроены ублажать инвесторов. По словам Кошикова, вопрос, на который министерство сейчас пытается ответить, - "насколько для государства выгодны СРП? ". Предоставляя инвестору недра, правительство рассчитывает на долю прибыли, создание новых рабочих мест и заказы для отечественных предприятий. А итоги семи лет СРП воодушевления у государства не вызывают. Накопленные инвестиции - всего $2 млрд, в бюджеты поступило различных доходов $133,8 млн. Во-первых, с точки зрения чиновников, это немного. Во-вторых, правительство вовремя не возместило НДС инвесторам по СРП и с процентами теперь набежала такая сумма, что в Минэкономразвития констатируют: по проекту "Сахалин-1" задолженность может оказаться сопоставимой с госдолей прибыльной продукции. При таких обстоятельствах новые конфликты между ведомством Грефа и операторами СРП практически неизбежны.
Ведомости ,
23.08.2001
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |