|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Бензиновые короли уходят молодыми
22.08.2001 00:01
Топливная торговля всегда была в нашем городе самым прибыльным бизнесом. За этот лакомый кусок велась битва на протяжении всего последнего десятилетия. Одно время казалось, что передел на питерском топливном рынке завершился. Его поделили меж собой две крупные фирмы - Петербургская топливная компания (ПТК), учрежденная в свое время городской администрацией, а позже ставшая почти полностью частной, и "Балт-Трейд", дочернее предприятие Балтийской финансово-промышленной группы (БФПГ). Внезапная смерть председателя совета директоров БФПГ Виталия Рюзина нарушила равновесие и послужила поводом к новому стремительному переделу собственности и сфер влияния.
Смерть от передозировки? Тело Виталия Рюзина было обнаружено утром 13 августа на базе отдыха БФПГ в поселке Балсово Псковской области. По официальной версии, бизнесмен скончался от острой сердечной недостаточности. Однако близкие к Рюзину люди утверждают, что в последнее время он злоупотреблял наркотиками, чуть ли не сидел на игле, и потому наиболее вероятной причиной его смерти могла стать передозировка. Обывателю сложно, конечно, поверить, что руководитель топливной империи был наркоманом. Однако бизнес ломает людей. Часто за внешним "новорусским" лоском скрываются глубокие личные драмы, семейные разлады, наконец, страх - потерять капитал, стать "заказанным". Для снятия стресса многие крупные бизнесмены употребляют алкоголь, но некоторым и этого не хватает, и тогда в их жизни появляются наркотики. Говорят, будто Виталий Рюзин "сгорел" буквально за два года. После гибели основателя БФПГ Павла Капыша (бронированный джип которого был расстрелян из гранатомета средь бела дня на Университетской набережной) он получил "в наследство" огромную экономическую империю. Рюзину тогда едва исполнилось 33 года, и в силу одной даже разницы в возрасте он явно не мог тягаться с другими топливными баронами. Да и фигура Виталия Вячеславовича была несопоставима с фигурой погибшего руководителя БФПГ. Если Капыш считался одним из столпов петербургского бизнеса, то о Рюзине до июля 1999-го вообще мало кто слышал. Поговаривали к тому же, что у Капыша с Рюзиным были не самые теплые личные отношения и совершенно противоположные взгляды на ведение бизнеса. БФПГ на грани банкротства История рассудила двух бывших компаньонов. По прошествии двух лет со дня воцарения Рюзина суперприбыльная некогда БФПГ оказалась на грани банкротства. Взяв под залог имущества компании крупные банковские кредиты, большую их часть Рюзин вернуть не смог. В результате само существование БФПГ к весне этого года было поставлено под угрозу: в залоге оказалось практически все имущество компании. В то же время руководство во главе с Рюзиным даже в такой - критической - ситуации продолжало начислять себе умопомрачительные оклады. По слухам, зарплата Рюзина составляла 450 тысяч долларов в месяц. В последние полгода Рюзин чувствовал себя уставшим, и даже любимые увлечения - охота, езда на снегоходе, прогулки на катере его не радовали. Говорят, что каждые выходные он стремился уехать из Питера в Балсово, но вел себя там, вопреки обыкновению, достаточно замкнуто. На наш взгляд, Виталий Рюзин взвалил на себя непосильный груз. Он явно переоценил свои руководящие возможности. И трагедия Рюзина стала трагедией всей БФПГ. На момент написания этого материала результаты судебно-медицинского вскрытия еще не были оглашены. Неизвестно, будут ли они оглашены позже. Если предположение о наркотической передозировке подтвердится, то сразу же встанет вопрос: была ли эта возможная передозировка случайной, или же речь идет о самоубийстве? А может быть, даже - об убийстве? Уж слишком "своевременной", если можно так выразиться, оказалась смерть председателя совета директоров БФПГ. Друзья из Смольного Уход со сцены Рюзина был, безусловно, очень выгоден представителям конкурирующей фирмы - "Петербургской топливной компании". Между двумя операторами топливного рынка шла многолетняя борьба за право поставок бензина для муниципальных транспортных предприятий. В прошлом году ПТК в борьбе с БФПГ и "Балт-Трейдом" проиграла (горадминистрация отдала предпочтение Рюзину), но это ее руководителей только раззадорило. В прессу была запущена информация о том, что председатель Комитета по экономике и промышленной политике Анатолий Алексашин во время проведения тендера, в котором участвовали ПТК и "Балт-трейд", летал в Сургут и обратно на самолете, принадлежащем "Балт-трейду". Это свидетельствовало об ангажированности чиновника и в конечном счете привело к его отставке. В результате ухода Алексашина Рюзин лишился покровительства и, как говорят, активно искал новые связи в Смольном. Но так и не нашел. А покровитель ПТК - вице-губернатор Юрий Антонов - напротив, заметно укрепил свои позиции. И конечно, менеджмент ПТК не замедлил воспользоваться внезапной смертью Виталия Рюзина. Кому отойдет "Балт-трейд"? На следующий день после того, как Рюзина не стало, бывший начальник юридического управления БФПГ Сергей Иванов, владелец контрольного пакета акций "Балт-трейда", заявил, что незадолго до смерти покойный пытался незаконно передать принадлежащие ему, Иванову, акции посторонним лицам. Махинация вскрылась случайно. Просматривая деловые бумаги БФПГ, Иванов с удивлением обнаружил, что уже не является собственником "Балт-трейда", а его акции переоформлены на "каких-то девочек из бухгалтерии". Стоимость акций 18 миллионов долларов - это не копейки. Переписать бумаги мог только один человек - Виталий Рюзин. После разговора с Рюзиным Иванов увольняется из БФПГ, подает иск в Арбитражный суд, пытаясь вернуть принадлежащие ему акции, и: неожиданно узнает, что "заказан". В этой ситуации Сергей Викторович Иванов принимает отчаянное решение: он обращается за помощью к конкурентам из Петербургской топливной компании. Готовившееся покушение удается предотвратить, а через некоторое время уходит из жизни и сам предполагаемый заказчик. Представители Петербургской топливной компании, вице-президентом которой в одно время был Владимир Кумарин (Барсуков), говорят, что не имеют никакого отношения к смерти Рюзина - просто все так совпало. Но не стоит думать, что ПТК помогла Иванову бескорыстно. Как только (если это, конечно, случится) Арбитражный суд вернет Сергею Викторовичу акции "Балт-трейда", он сразу же продаст их "группе физических лиц" (во всяком случае, обещает). Имена этих "лиц" держатся в секрете, но абсолютно очевидно, что они близки к ПТК. Иванову, напомню, принадлежит контрольный пакет "Балт-трейда" (57 %). Новый обладатель этого пакета сможет сменить и директора, и финансовую политику компании. Таким образом, в ближайшем времени Петербургская топливная компания, формально не нарушая антимонопольного законодательства, имеет возможность стать единоличным хозяином на топливном рынке Санкт-Петербурга. С одной стороны, это даже хорошо - прекратятся, наконец, бесконечные бензиновые войны. С другой - совершенно непонятно, что будет с ценами.
АиФ-СПб ,
22.08.2001
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |