Наши правители в детстве очень любили сказки. А чем еще объяснить тот факт, что с 1 января 2002 года повышаются таможенные пошлины на иномарки старше 7 лет? Пока это выглядит в форме рекомендаций комиссии по мерам во внешней торговле правительству, но можно не сомневаться: рекомендации будут исполнены. Тем более что число 7 — сказочное. Помните: Белоснежка и семь гномов. Семь подземных королей. Семеро козлят. Цветик-семицветик. А мы давно живем как в сказке. Чем дальше, тем страшнее...
Печальная для всех автомобилистов новость была озвучена вице-премьером России Ильей Клебановым, который, оказывается, не только сопровождал в поездке Ким Чен Ира, но и одновременно думал о судьбах отечественного автопрома. И похоже, что постоянное общение с лидером Северной Кореи не пошло Клебанову на пользу: в качестве наиболее сильного аргумента за повышение пошлин вице-премьер заявил: Россия на данный момент — единственное государство, соседствующее с Европейским Союзом, которое никак не отреагировало на изменения в законодательстве ЕС о подержанных автомобилях. Вот, дескать, уже 1 января 2006 года в Европе вступает в силу закон, по которому автомобили старше 7 лет, выходящие из обращения, должны будут утилизироваться за счет средств производителя. Значит, поток очень дешевых, не удовлетворяющих экологическим и техническим нормам автомобилей хлынет в нашу страну. Как жить-то будем?!!
Давайте разбираться. И начнем с экологических и технических норм. Старше 7 лет — это, значит, до 1994 года выпуска. На Западе еще с середины 80-х нормой стали как система очистки выхлопных газов, так и технические прибамбасы типа гидроусилителя руля или АБС. То, о чем на наших автозаводах пару лет назад только мечтали. И что стали внедрять в жизнь совсем недавно. Поэтому любая иномарка начала 90-х годов технически гораздо совершеннее наших самых новых машин .
Страшилка про утилизацию таких авто на Западе тоже не слишком впечатляет. Там вообще у среднего класса принято ездить на любой машине год-два, а потом менять ее на более современную модель. Хочешь — продай ее тому, кто победнее. Хочешь — отправь на разборку. Или — сними с учета и отдай в утилизацию. Дело твое. Но если человек решил продлить срок эксплуатации, никто не вправе лишить владельца его собственности. Лишь бы она была в исправном состоянии.
Однако Клебанов преподносит этот процесс как обязательную меру наказания для всех авто старше 7 лет. Милая такая картина: зима 2006 года. По улицам Берлина или Мадрида носятся заполошные чиновники с ножовками по металлу и пилят, пилят подержанные машины. Не исключено, прямо с их седоками...
Ключевое слово в заявлении вице-премьера — “дешевые”. Не секрет, что вопрос о повышении таможенных тарифов на иномарки б/у был пролоббирован владельцами российских автостроительных заводов, в первую очередь ГАЗа и АвтоВАЗа, на встрече с президентом Путиным. Хотя сам Путин, помнится, критиковал бизнесменов за “технику вчерашнего дня” и призывал их строить “дешевый качественный автомобиль”, слова его повисли в воздухе. Еще бы: куда проще запретить ввоз в страну недорогих иномарок, нежели выполнить пожелание президента.
Уже появились прогнозы специалистов, что в результате подобной политики российские автомобили подорожают на 30—40 процентов. И хотя АвтоВАЗ вчера открестился от этих слухов, заявив, что не намерен повышать отпускные цены на свои “десятки” и “дюжины”, за него это охотно сделают дилеры...
Московский Комсомолец ,
8.08.2001