Сегодня Белый дом останется без львиной доли своего начальства. Сразу три из пяти вице-премьеров отправляются в отпуск. Вскоре за подчиненными должен последовать и сам Михаил Касьянов. Но, несмотря на мертвый политсезон, вряд ли в августе в правительственной резиденции будет царствовать скука. Вот уже который день чиновники оживленно обсуждают острый конфликт двух главных российских реформаторов — Алексея Кудрина и Германа Грефа.
Еще недавно вице-премьер, шеф Минфина Кудрин и министр экономического развития Греф вместе боролись против своего начальника Касьянова. Но сейчас интрижная конфигурация в Белом доме совершенно поменялась. Конфликт между премьером и парочкой его бойких подчиненных поутих. В отношениях между Касьяновым и Грефом появились даже признаки теплоты. Но мир в правительственной верхушке так и не наступил. Два недавних союзника — Кудрин и Греф — начали увлеченно бодаться друг с ругом.
Наличие проблем в отношениях двух главных российских реформаторов стало очевидным, когда некоторое время тому назад Кудрин выступил с идеей сокращения бюрократического аппарата. Первыми под сокращение должны были попасть чиновники возглавляемого Грефом Министерства экономического развития. Возмущенный Герман Оскарович встал на дыбы и сумел отстоять неприкосновенность своих владений. С этого самого времени два члена питерского крыла президентского окружения начали постоянно обмениваться ударами.
Чиновники выделяют в конфликте столпов правительства две составляющие. У главных реформаторов обнаружилась разница в идеологических воззрениях. Греф, как известно, является сторонником крайнего либерализма и максимального ограничения роли государства в экономике. Кудрин в этом отношении гораздо более осторожен. Очень часто он, наоборот, выступает с предложениями об усилении госконтроля. В результате между ними постоянно возникают разногласия по ключевым вопросам экономической стратегии. Например, Греф горячо поддерживает полную либерализацию валютной политики. Кудрин не менее горячо доказывает, что спешка в этом деле крайне опасна.
Впрочем, идеологические расхождения в конфликте двух политиков можно счесть второстепенными. Даже у самых близких соратников мнения по всем вопросам заведомо не могут совпадать. Кроме того, министр финансов в силу своего контроля над бюджетными потоками всегда воюет со своими коллегами. В войне Кудрина и Грефа гораздо более важен другой аспект — личный.
“И Алексей Леонидович, и Герман Оскарович — люди крайне амбициозные, — заявил “МК” один высокопоставленный обитатель Белого дома. — Каждый из них видит себя если не премьером, то уж главным российским экономическим реформатором. А Боливар, как известно, не вынесет двоих”. Между министрами ведется постоянная борьба за доверие президента и имидж “первого” в российском и мировом общественном мнении.
Результаты этой борьбы пока неопределенны. Греф явно побеждает на внутреннем фронте. Согласно дворцовым сплетникам, Герман Оскарович сегодня пользуется несравненно большим путинским расположением, чем Кудрин. Поэтому министру экономического развития обычно удается пробивать лоббируемые им решения. Кроме того, именно Греф является в глазах подавляющего большинства россиян символом нынешних экономических реформ. Кудрину остается лишь отыгрываться на зарубежных фронтах. Его отношения с руководством международных финансовых организаций и министрами финансов ведущих стран мира лучше, чем у Грефа. К Кудрину благосклоннее и ведущие мировые СМИ.
Наиболее интересным вопросом, конечно, является то, как эта “братоубийственная война” в правительственном стане повлияет на эффективность работы правительства и в силу этого — на жизнь рядовых россиян. Говорить о том, что серьезный вред уже нанесен, было бы преждевременным. Идеи экономической реформы, выразителями которых являются и Кудрин, и Греф, сейчас главенствуют в Кремле. Ну а Госдума, в которую из Белого дома поступают все новые и новые революционные экономические законы, действует как штамповочная машина.
Однако в долгосрочном плане прогноз уже не столь оптимистичен. Впереди у нас 2003 год, на который, как известно, выпадают сразу три проблемы: пик выплат по зарубежным долгам, предел износа промышленного оборудования и демографический кризис. Следовательно, мало добиться принятия прогрессивных законов. Важно, чтобы они еще и реально заработали. В этих условиях у реформаторов будет гораздо больше шансов добиться успеха, если в их рядах будет царить единство.
Михаил Ростовский, Московский Комсомолец ,
29.07.2001