Главным светским событием прошедшего в Петербурге XI Международного фестиваля документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов "Послание к человеку" стал, безусловно, приезд легендарной и одиозной Лени Рифеншталь, немецкого режиссера, чьи фильмы нравились Гитлеру и в какой-то степени послужили победе нацистской идеологии. Шумиха, поднятая по этому поводу, походила на спланированную пиар-акцию: городское начальство запретило показ "Триумфа воли" в кинотеатре "Аврора", сервильная пресса запестрела возмущенными заголовками, какие-то советские писатели начали сочинять открытые письма, ожидали даже провокации - то ли со стороны скинхедов, то ли антифашистов. Все в результате ограничилось кучкой юродивых, пикетировавших Дом кино. А Рифеншталь успешно вручили "Золотого кентавра", и ей стоя рукоплескал полный зал, доведя 98-летнюю даму до слез.
Вообще-то на фестивале случилось целых два скандала, что по региональным меркам совсем неплохо. Второй был связан с распределением призов. Гран-при решили не присуждать, что, впрочем, объяснимо - шедевров не было. Но и врученные "Кентавры" вызывают полнейшее недоумение. Лучшим полнометражным документальным фильмом признана "История на супер 8 Эмира Кустурицы" - рядовая музыкальная лента, которую знаменитый серб явно делал левой ногой для популяризации собственной группы. В коротком метре победил российский документальный фильм "Естественный отбор", единственным достоинством которого является тот факт, что его, по слухам, активно лоббировал гендиректор фестиваля Михаил Литвяков. Лучшей игровой короткометражкой назвали итальянский "Последний вопрос" - вполне тинейджерский экзерсис. В кулуарах решения жюри комментировались исключительно нецензурными словами, а итоговая пресс-конференция закончилась оживленной перебранкой.
Эксперт ,
3.07.2001