Вчера петербургский Городской суд приступил к рассмотрению уголовного дела банды Владимира Беляева, известного в определенных кругах под кличкой «Боба Кемеровского». На скамье подсудимых шесть человек: сам Владимир Беляев, являющийся заместителем директора АО «Спутник», Игорь Манаев («Усатый») - охранник ресторана «Невские мелодии», Владимир Белоус («Белый») - администратор ресторана «Спутник», Владимир Белов - генеральный директор фирмы «Петровские горизонты», и двое официально неработающих жителей Великого Новгорода Алексей Маликов и Роман Метелкин.
Предварительное следствие обвиняет их в бандитизме (статья 209 УК РФ), убийствах, покушении на убийство и приготовлении к убийству (статьи 30 и 105 УК РФ), незаконном обороте оружия (статья 222 УК РФ), а В.Беляева, к тому же, еще и в незаконном использовании заведомо подложных документов (статья 327 УК РФ).
На вооружении банды имелись два автомата ППС-43 с глушителями, два складных автомата Калашникова, два револьвера, винтовка СВД, ручной гранатомет «Муха», несколько тротиловых шашек, четыре гранаты и патроны, а также различное спецоборудование: рации, бронежилет, глушители и оптические прицелы. В.Беляев, уроженец Кемерово, создал свою банду не позже 1997 года (по оперативным данным, значительно раньше). Первой его жертвой считают бывшего «бойца» его группировки - Сергея Фролова по кличке «Малыш». Осенью 1997 года «Малыш» решил перейти в другую криминальную группировку. Когда «Малыш» в новом «коллективе» начал рассказывать о бывшем шефе не слишком приятные истории, Беляев через И.Манаева в октябре 1997 года организовал слежку за С.Фроловым и его последующее убийство, а сам на время всех событий уехал в Ялту. По версии следствия, непосредственным исполнителем устранения С.Фролова был Белов.
Подкараулив вечером возвращавшегося домой Фролова, он дождался, когда жертва будет выходить из лифта на площадке 6 этажа, и нанес ему два удара ножом: в печень и в шею, перебив яремную вену. Истекающий кровью Фролов дополз до своей квартиры, где и скончался через 10 минут.
Следующее преступление, в котором личное участие принял Беляев, произошло ночью 3 января 1999 года в ночном клубе «Релакс» на проспекте Мориса Тореза, одним из негласных хозяев которого считался «Боб Кемеровский». Между Беляевым и Белоусом с одной стороны и двумя дагестанцами - гостями заведения Асланом Абакаровым и Шамилем Магомедовым - произошла ссора. В результате выяснения отношений Белоус и Беляев, якобы, схватились за ножи, при этом Беляев ударом в грудь на месте покончил с Магомедовым, а Белоус хоть и ранил Абакарова в спину, но тому удалось вырваться и убежать с места происшествия.
К марту 1999 года, как считает обвинение, Владимир Беляев решил избавиться от своего партнера по ряду коммерческих заведений (в частности гостинице «Спутник» и клубу «Релакс») Бориса Иванова («Боб Инкассатор»), до того бывшего с Беляевым в приятельских отношениях. И опять на время устранения Иванова Беляев уехал в Ялту, а всю организацию преступления вел через Манаева, который был его правой рукой. За Ивановым была установлена плотная слежка: заговорщики выяснили, какие места он обычно посещает и как передвигается. Вскоре для покушения был выбран постоянный маршрут Боба Инкассатора от дома на проспекте Энергетиков до фитнесс-центра на набережной Робеспьера. 16 августа киллеры Метелкин и Маликов с двумя ППС с глушителями затаились у дома 10 по Кантемировскому проспекту, мимо которого должна была проследовать машина Бориса Иванова. Все время, пока Иванов ехал, за ним следом двигалась машина Манаева, который по рации держал в курсе убийц, когда наконец их жертва появиться в прицелах. Когда «Мерседес» Бориса Иванова поравнялась с засадой, оба киллера открыли огонь. Правда, если Метелкин стрелял, как уверено следствие, прицельно по Бобу Инкассатору и двум его охранникам Валерию Воронину и Леониду Аносову, то Малкин, не желая участвовать в убийстве, палил в воздух поверх голов жертв. Тем не менее, Борис Иванов был убит на месте, оба его охранника получили тяжелые ранения. Шальные пули ранили и ехавшего следом на «форде» совершенно постороннего человека - Александра Петерса.
Последним преступлением, которое пытались, по версии правоохранительных органов, совершить люди Владимира Беляева, стала подготовка к покушению на авторитетного петербургского предпринимателя Константина Яковлева («Костя Могила»). При этом Беляев был лишь посредником и организатором. Заказчика следствию установить так и не удалось. Малкин с Метелкиным несколько месяцев следили за передвижением по городу Яковлева, решая, где же лучше его ликвидировать: в ресторане «Христофор», где предприниматель частенько бывал, у его офиса на Невском проспекте или же возле его дома на Каменноостровском проспекте. Яковлева предполагалось застрелить из винтовки СВД с оптическим прицелом. Однако 16 марта 2000 года слежку обнаружили охранники Яковлева и попытались задержать «хвост». Малкину и Метелкину удалось вырваться и сбежать. Поняв, что дело серьезное, они предпочли рассказать обо всем милиции. Белоус, Манаев и Белов были задержаны летом и осенью 2000 года. Владимир Беляев скрывался на Украине по поддельному украинскому паспорту. 13 января 2001 года его задержали украинские спецслужбы в киевском аэропорту «Борисполь» и экстрадировали в Россию.