Financial Times узнала, что находящиеся под санкциями акционеры "Альфа-групп" Михаил Фридман и Петр Авен готовы избавиться от своих 45% непрямого владения в Альфа-банке ради того, чтобы с них сняли санкции.
Доли за 178 млрд рублей ($2,3 млрд) у кипрской материнской компании банка готов купить их давний партнер, самый незаметный сооснователь группы, но тоже миллиардер Андрей Косогов. У него уже 40,1% во владеющей банком ABH Holdings после того, как свои акции ему в прошлом году передали Герман Хан и Алексей Кузьмичев.
Избавление от главного российского актива не гарантирует "олигархам" снятия санкций, которые ЕС должен продлить 15 марта. Однако они "готовы сделать все возможное, чтобы избавиться от российских активов, а санкции против них были прекращены", сказал изданию человек, знакомый со сделкой.
На бумаге сделка выглядит прекрасно, рассуждают источники FT: ни кипрская компания, ни сам Косогов не под санкциями. "Фридман и Авен уходят от санкций, Косогов получает банк, а у банка остается единственный российский акционер", - объясняет схему один из них. Но на практике понадобится одобрение регуляторов нескольких юрисдикций, сложности с которыми почти гарантированы.
Один из источников Forbes, близкий к акционерам Альфа-банка сказал, что продать акции Фридману с Авеном будет непросто — они владеют ими не напрямую, а через люксембургский холдинг. Принадлежащие Фридману и Авену акции банковского холдинга заморожены, поскольку их владельцы находятся под санкциями ЕС. Чтобы их продать, потребуется получить специальное разрешение Европейской комиссии.