Лениградская Правда
3 DECEMBER 2024, TUESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
На "Лошарике" выжила только вахта из пяти человек
4.07.2019 09:55
В качестве одной из причин трагедии на атомной глубоководной станции (АГС) АС-31 рассматривается короткое замыкание в одном из распределительных щитов.

Это могло вызвать возгорание оплетки кабелей или трансформаторного масла, а вентиляция разнесла дым по отсекам.
Большинство гидронавтов, как полагает источник издания «КоммерсантЪ», в это время отдыхали, и не успели воспользоваться индивидуальными средствами защиты.

В итоге выжила только заступившая на последнее в сутках дежурство вахта из пяти человек — они сумели локализовать распространение огня и поднять станцию.

ЧП на АС-31 произошло в минувший понедельник около 21 часа. Станция в это время выполняла боевые задачи в полигоне Северного флота, в районе выхода из Кольского залива в Баренцево море.

Моряки при этом несли службу по обычному для похода распорядку: в 19 часов по московскому времени третья смена гидронавтов должна была ужинать, а в 20.00 на центральном посту АС-31 должна была смениться вахта: офицеры, отдежурившие четыре часа, уходят отдыхать, а их место занимает последняя в сутках смена, которой положено управлять станцией до полуночи.

Таким образом, большая часть личного состава АС-31 в понедельник вечером должна была находиться в так называемом «жилом» отсеке станции, отделённом от служебных отсеков и центрального поста специальными переборками.

В этот момент, предположительно и произошло короткое замыкание в одном из многочисленных электрораспределительных щитов АС-31, расположенных в отсеках.

На лодке используется стандартное напряжение 380 вольт, но в некоторых устройствах при этом используются токи силой до 1000 ампер (для сравнения: сила тока в городской квартире ограничена автоматом на 32 или даже 25 ампер). При большой силе тока короткое замыкание в щитках вызывает не просто хлопок со вспышкой, а напоминает скорее небольшой взрыв, способный разрушить сам щиток и даже контузить находящихся рядом специалистов.

В результате замыкания, по мнению экспертов, могли воспламениться оплётка кабелей или трансформаторное масло, а появившийся в связи с этим дым система вентиляции станции, очевидно, разнесла по отсекам. Из-за случившейся аварии в другие отсеки стали поступать ядовитые продукты горения, а гидронавты, как полагают их коллеги, могли среагировать на опасность слишком поздно.

Дежурная вахта, возможно, немного запоздала с герметизацией отсека, а отдыхавшие смены — с включением в портативные дыхательные аппараты. По уставу каждый подводник обязан постоянно держать этот прибор, позволяющий продержаться в задымленном помещении около 20 минут, при себе.

За это время гидронавт по замыслу производителя даже в самой сложной ситуации сумеет найти один из штуцеров стационарной дыхательной системы, подающей свежий воздух из баллонных запасов, и подключиться к нему.
Однако ни той ни другой системой моряки по какой-то причине не воспользовались.

За 45 лет существования отряда гидронавтов (войсковая часть 45707) с их станциями не произошло ни одной серьёзной аварии, которая привела бы к человеческим жертвам, поэтому специалисты по исследованию глубин не имели реального опыта борьбы с пожарами.

Таким образом, уже через несколько минут после начала задымления за живучесть лодки, очевидно, продолжала бороться только дежурная смена на центральном посту. Эти четверо офицеров и один гражданский специалист организовали подъём АС-31, что в сложившейся ситуации было сложно сделать.

Глубина Баренцева моря в районе полигона для станций типа АС-31 совсем небольшая — в пределах 200 м.
Однако процедура всплытия со всеми операциями занимает минут десять. Эти минуты, очевидно, и оказались роковыми для 14 получивших тяжелые отравления продуктами горения гидронавтов.

Остальные пятеро выжили и даже спасли вверенную им станцию. Дежурной вахте удалось благополучно поднять АС-31 на поверхность, после чего станция была приведена в док на базу гидронавтов в Оленью Губу.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru