Конфликт между крупнейшей нефтяной компанией России и нефтетранспортной монополией возник на фоне переговоров о расширении трубопровода Восточная Сибирь — Тихий Океан. На увеличение мощности нефтепровода требуется 47 миллиардов рублей. Поскольку основным поставщиком углеводородов по ВСТО является «Роснефть», то оператор ВСТО, «Транснефть», предложила оплатить строительство именно ей. 16 мая глава «Транснефти» Николай Токарев заявил, что компания не будет за свой счет расширять нефтепровод в Китай и не хочет занимать для этого денег, и добавил, что нефтетранспортная монополия намерена предложить «Роснефти» повышенный тариф на прокачку нефти для компенсации расходов на строительство новых мощностей.
В ответ президент «Роснефти» Игорь Сечин сказал, что нефтекомпания не будет самостоятельно оплачивать расширение трубы, так как это не ее задача. «Наша задача — оплатить транспорт и смотреть, чтобы тарифы были экономически оправданными. Задача "Транснефти" — обеспечить прокачку и получить при этом нормальную рентабельность», — сказал Сечин. После этого нефтетранспортная монополия обрушилаcь на «Роснефть» с новыми аргументами. Планы «Роснефти» (в которые вошел не только ВСТО, но и другие нефтепроводы, в частности, ветка от ВСТО до Комсомольска-на-Амуре) «Транснефть» назвала «хотелками» на 320 миллиардов рублей и добавила, что для компенсации затрат придется повышать тарифы для всех нефтяных компаний, а это несправедливо. Кроме того, в нефтетранспортной монополии заявили, что рост экспорта в КНР ухудшит качество поставляемой в Европу нефти и изменит весь баланс в отрасли. В результате, считают в компании, под угрозой оказажется программа развития нефтяного сектора до 2020 года. В свою очередь, «Роснефть» обвинила оппонентов в том, что их действия сорвут поставки углеводородов на восточном направлении.
В правительстве сразу же встали на сторону «Транснефти». Министр энергетики Александр Новак заявил, что расширение трубы не должно проходить за счет нефтетранспортной монополии, а рост тарифов для других компаний неприемлем. Курирующий энергетику вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что правительство не планирует значительного роста тарифов «Транснефти». Он добавил, что в настоящее время чиновники обсуждают с нефтяными компаниями возможность сохранить качество поставляемой в Евросоюз нефти при наращивании экспорта в Китай.
Конфликт «Транснефти» и «Роснефти» спорами вокруг расширения ВСТО не ограничился. Нефтяной компании не понравилась сумма, в которую оценили строительство ответвления от главной трубы до НПЗ в городе Комсомольск-на-Амуре. Это предприятие принадлежит «Роснефти» и производит бензин для Дальнего Востока. Сейчас сырье на него поставляется по железной дороге. Строительство ветки от ВСТО оценивается в 53 миллиарда рублей, из которых 27 миллиардов приходится на прокладку трубы. 23 мая Сечин заявил, что эта оценка вызывает вопросы и «Роснефть» будет разбираться с цифрами, прибегнув к объективным экономическим расчетам. В ответ пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин предложил нефтяной компании строить ветку самостоятельно или привлечь любого другого подрядчика, а также напомнил, что «Роснефть» еще не оплатила изыскательные работы на проекте.