О своей идее глава вбирающего в себя все больше полномочий и функций Следственного комитета России Александр Бастрыкин рассказал накануне встречи с президентом Владимиром Путиным 21 февраля. Соответствующее заявление главного следователя прозвучало на расширенном заседании коллегии СК РФ, посвященном результатам работы в 2012 году. Бастрыкин отметил, что новая структура необходима для более эффективного расследования экономических преступлений.
Он пояснил, что финансовая полиция будет заниматься «финансовой разведкой», борьбой с незаконным выводом капитала за рубеж и контролем за расходованием бюджетных средств. Чуть позже в интервью газете «Коммерсантъ» Бастрыкин добавил, что финансовая полиция должна подчиняться непосредственно президенту. Он напомнил, что соответствующая структура действует, например, в Италии, и заключил, что «есть один путь победить мафию — создать свою мафию».
Бастрыкин также посетовал на ликвидацию Налоговой полиции, которая «работала неплохо», но прекратила существование около десяти лет назад, и сообщил, что Следственный комитет ощущает «нехватку» этого ведомства. В налоговых инспекциях, по словам главы СК, работают «девушки», которые могут заметить «раскрытые, латентные вещи» и проверить на «сходится — не сходится», но налоговые преступления, отметил Бастрыкин, «не очевидны».
Пока из высокопоставленных чиновников по поводу финансовой полиции высказался только министр юстиции. По мнению Александра Коновалова, создание новых институтов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К рискам, связанным с появлением нового ведомства, он отнес возможное превращение его в «опричнину» с особыми полномочиями, статусом, режимом неприкосновенности. «Плюсы в том, что концентрируются усилия, внимание, собираются ресурсы», — добавил министр.