Лениградская Правда
29 NOVEMBER 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Первый Всероссийский родительский форум против ювенальной юстиции
26.12.2010 18:51
22 декабря 2010 в Москве прошел Первый Всероссийский родительский форум "Спасём семью - спасём Россию" , участники которого приняли обращение к президенту страны Дмитрию Медведеву против введения в России ювенальной юстиции.
 
На открытии Форума было заявлено о том, что его целью является изменение всей семейной политики государства в направлении усилий на защиту детей от насилия и жестокости, реализация резолюций Форума в конкретных законодательных проектах, а также в практике соответствующих служб, сообщает "Русский курьер".
 
Работа Форума строилась по семи основным направлениям, на которых участники Форума (в основном это детские омбудсмены и заинтересованные организации) обсудили те же вопросы, но в рамках отдельных тем. Проекты резолюций не обнародовались и не обсуждались.
 
Озвучены они были лишь на итоговом пленарном заседании и вошли в итоговую резолюцию Форума, которая в результате оказалась программным документом, направленным на полномасштабное изменение целого ряда отраслей законодательства в целях искоренения насилия и жестокости в отношении детей и установления приоритета защиты прав детей во всех сферах общественной жизни.
 
Некоторые предложения резолюций, такие, как запрет на работу с детьми лицам, осуждённым за преступления в отношении несовершеннолетних, или же формирование безопасной информационной среды, доступного детского спорта, не вызывали сомнений. Но, наряду с очевидными вещами, не требующими перестройки всей государственной политики в отношении детства, во всех областях предлагалось создание системы сопровождения семей. Это означает, что государственные органы, а в ряде случаев, общественные организации, с которыми заключены соответствующие соглашения на выполнение социальных услуг, приобретают право контроля над семьёй: проверки условий содержания детей, соблюдения их прав, методов воспитания, характера детско-родительских отношений и т.д. Эти организации рекомендуют Комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые предлагается наделить широкими и властными полномочиями, меры, которые необходимо применить к конкретной семье с целью защиты прав детей. Комиссии, являясь органами превентивного правосудия, определяют дальнейшую судьбу ребенка (будет он проходить реабилитацию дома или в специальном учреждении) и утверждают план защиты прав ребенка, содержащий обязательные предписания для каждой конкретной семьи. На основании этих предписаний с семьёй заключается договор социального патроната. Отказ от заключения договора или ненадлежащее выполнение мероприятий плана защиты ребенка влечёт лишение родительских прав.
 
Именно от такого вмешательства в дела семьи предостерегал президиум Межрелигиозного совета России по вопросам защиты прав семьи и ребенка, который в своём заявлении от 22 апреля 2010 г., в частности, указал: "Нам видятся опасными любые меры, которые бы позволили чиновникам вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи, в ее мировоззрение и образ жизни, в кровную связь родителей и детей...".
 
Примечательно то, что категории детей, которым должна быть оказана такая "помощь" государства, определены настолько широко и неконкретно, что к ним может быть отнесен практически любой ребенок.
 
Можно сделать вывод, что теперь любая социальная помощь государства, которую оно должно осуществлять в соответствии со своими конституционными обязательствами, будет предоставляться только при условии осуществления контроля над семьёй.
 
Систему превентивных органов по защите прав детей, так называемых "миниправительств в отношении детства" должен возглавить Федеральный орган по вопросам детства, образованный при Правительстве РФ. Учитывая, что эти органы наделяются неограниченными правами в отношении детей, их централизация и выведение из ведомственного подчинения опасны коррупцией и произволом.
 
В целом же, предлагаемая система представляет собой не что иное, как западный образец ювенальной юстиции, когда всевластные и никому не подотчётные ювенальные органы способны отобрать ребенка практически у каждой семьи по любому, самому абсурдному поводу. Более подробно указанные вопросы изложены в проекте Общественной палаты РФ "Государственная система сопровождения семьи в России".
 
Ещё одной системной мерой по коренному изменению социальной политики государства на Форуме было названо принятие на государственном уровне единого социального стандарта в качестве обязательного эталона, необходимого для надлежащего содержания детей. Это европейская технология обеспечения права ребенка на определённый уровень жизни. Однако, учитывая, что в России не существует правового механизма обеспечения социальных обязательств государства, да и сами эти обязательства Россия не взяла на себя при ратификации соответствующих международных соглашений, вся полнота ответственности за содержание детей ляжет на плечи родителей и лиц, их заменяющих. Поэтому принятие на законодательном уровне минимальных социальных стандартов (детских, семейных и т.п.) может оставить за чертой бедности множество семей и создать формальные основания для изъятия из них детей по причине отсутствия надлежащего уровня жизни, то есть, из - за бедности, независимо от вины родителей.
 
На Форуме было предложено стандартизировать не только социальную сферу жизни детей, но и образование, здравоохранение и т.д. С этой целью выдвинуто требование обязательности дошкольного и дополнительного образования (данное положение уже включено в проект федерального закона "Об образовании"), а в сфере здравоохранения - принятие программы репродуктивного здоровья школьников, в рамках которых, естественно, следует ожидать уроки полового просвещения и гинекологические осмотры школьников. Принятые на законодательном уровне, эти требования будут носить обязательный характер, и попытки родителей оградить своих детей от их растлевающего воздействия могут быть расценены как нарушение прав детей и ненадлежащее выполнение родительских обязанностей с привлечением к ответственности, установленной действующим законодательством (ограничение или лишение родительских прав, штраф или уголовное преследование родителей, если это сопряжено с жестоким обращением с детьми).
 
На Форуме предложено поддержать этот законопроект, а также использовать систему интернет-образования для формирования в детях толерантности. Вместе с тем, в этом блоке звучали предложения и об ограждении детей от вредной для них информации, что представляется актуальным и, на наш взгляд, отражает назревшую общественную необходимость.
 
В сфере здравоохранения было выдвинуто требование об обязательной вакцинации шейки матки (особенно для девочек из неблагополучных семей). Необходимо отметить, что побочные эффекты от введения этой сравнительно новой вакцины ещё до конца не исследованы. Специалисты в области вакцинации указывают на системные случаи утраты здоровья и даже гибели детей в странах, где эта вакцина уже применяется.
 
В сфере изменения уголовного законодательства предлагается создать целую систему ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних, а также выявления жестокости и насилия в отношении детей в семьях. В настоящее время данная профилактика затруднена конституционными положениями, направленными на защиту частной жизни, презумпции невиновности и добросовестности родителей. На Форуме предложено ввести в действующее законодательство понятие неблагополучных семей и создать единый банк данных таких семей, куда должна заноситься вся информация о таких детях, об отношениях в семье и т.д. Информировать органы обо всех случаях выявления неблагополучных условий содержания детей должны врачи, учителя, детские психологи, милиционеры и все те, кто по роду своей деятельности имеет дело с детьми. В целях улучшения ситуации с информированием органов предложено карать должностных лиц за недоносительство не только умышленное, но и по - халатности (если не возникло подозрений) вплоть до привлечения к уголовной ответственности, а также привлекать их как соучастников преступления в отношении несовершеннолетних.
 
Предлагается создать национальный Центр защиты детей от насилия и эксплуатации по западному образцу и принять специальный закон о защите детства. При этом насилие рассматривается как нарушение прав детей, так называемое "бытовое насилие", а жестокое обращение является квалифицирующим признаком состава преступления, установленного статьёй 156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего). Понятие жестокого обращения в настоящее время законодательно не определено. В этой связи предложено дать поручение Верховному Суду РФ обобщить судебную практику и дать соответствующие разъяснения.
 
Заметим, что в последнее время судебная практика по данной категории дел весьма широка. Родителей привлекают к уголовной ответственности и в случае применения мер воспитательного характера, и за привлечение детей к элементарному домашнему труду, и за попытки дисциплинировать ребенка, и по многим другим надуманным основаниям, заставляя родителей жить в страхе под "дамокловым мечом" ювенальной юстиции, а приёмных родителей - массово возвращать детей в приюты, опасаясь возможных уголовных преследований.
 
Ситуацию вряд ли исправит очередное увеличение выплат на приёмных детей или даже предоставление жилой площади на них, предлагаемые в качестве мер по улучшению положения детей - сирот. Эти меры ведут лишь к усилению существующего перекоса, когда приёмными родителями быть гораздо выгоднее, чем рожать собственных детей. И если бы кровные семьи были обеспечены хотя бы наравне с приёмными, то многих проблем в отношении "семейного неблагополучия" удалось бы избежать.
 
Вместо этого предлагается ещё более усилить репрессивную функцию государства. Так, предлагается ужесточить наказания за все виды преступлений против несовершеннолетних, а все дела с участием несовершеннолетних отнести к компетенции Следственного комитета при Прокуратуре РФ, признав их тяжкими. Предписывается обеспечить обязательное участие прокурора в судебном разбирательстве по делам несовершеннолетних, а также предоставление несовершеннолетнему бесплатного адвоката, в обязательном порядке признавать несовершеннолетних лицами, находящимися в беспомощном состоянии, закрепить упрощённую процедуру допроса потерпевших и фиксации их показаний, сбора доказательств по делам несовершеннолетних, а, главное, в качестве профилактики правонарушений осуществлять превентивные меры - выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению правонарушений и давать обязательные предписания по их устранению.
 
Как выяснилось при обсуждении на секции, на суды также предлагается возложить задачу социализации малолетних преступников, замены наказания мерами воспитательного воздействия, предписания индивидуального плана реабилитации ребенка, обязательного для родителей. То есть, суды общей юрисдикции становятся, по сути, теми же ювенальными судами, закон о создании которых был отклонён Государственной Думой РФ 8 октября 2010 года.
 
В решения Форума включено ещё много положений, вызывающих тревогу, суть которых не раскрывается. К примеру, резолюции семинара региональных уполномоченных по правам ребенка "Продвижение современных механизмов защиты прав ребенка в контексте формирования семейной политики в РФ" вообще не были озвучены на итоговом пленарном заседании. Но обстановка на Форуме не оставляет сомнений в том, что эти решения соответствуют общим направлениям Форума и, как отмечалось, направлены на обеспечение Конвенции ООН о правах ребенка.
 
Все предлагаемые меры защиты детей должны обеспечить им равные стартовые условия. Этот посыл сильно перекликается с положениями Форсайт-проекта "Детство 2030", в котором неуспешные родители, якобы, не могущие обеспечить ребенку равные с другими детьми возможности, не имеют права воспитывать своих детей. Те же аналогии вызывали и положения о превращении индустрии детской игровой продукции в инновационную деятельность.
 
Таким образом, состоявшийся Форум следует квалифицировать как полномасштабное наступление ювенальной юстиции, попытка "ювенального прорыва" на самом высоком уровне. Большинство из предлагаемых проектов сторонники ювенальной системы уже неоднократно пытались провести, но наталкивались на волну общественного протеста. Теперь же, сменив вывеску "ювенальная юстиция" на русифицированную "защита детей", да ещё и "семей", предпринимают все меры для того, чтобы "продавить" ювенальную реформу через высшее руководство страны.
 
27 декабря с.г. итоги Форума будут доложены Президенту РФ на совместном заседании Госсовета РФ и Комиссии при Президенте РФ по национальным проектам. Ясно, что именно эти предложения должны составить механизм реализации ежегодного послания Президента РФ, в котором вопрос защиты прав детей является ключевым.



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru