Как показали результаты опроса
Исследовательского центра портала SuperJob, не доверяют никому из тех, кто просит о благотворительной помощи, 35% россиян. Однако подобное отношение объясняется не равнодушием или скупостью наших соотечественников, а тем, что помощь далеко не всегда доходит до людей, которые действительно в ней нуждаются: «Очень много обмана!»; «Лишь малая доля благотворительной помощи доходит до нуждающихся в ней, большая же часть средств оседает в карманах корыстных людей». Что касается людей, просящих милостыню в метро или на улице, то, по мнению опрошенных, там «работают организованные группы, вымогающие деньги под видом благотворительности», «слишком много мошенников, сделавших это своей профессией». Не доверяющие просящим о помощи россияне объясняют своё недоверие также тем, что, по их мнению, многие из просящих подаяние вполне могут работать и зарабатывать себе на жизнь, но просто не хотят этого делать, предпочитая более лёгкий путь получения денег.
55% россиян доверяют только тем, кого знают лично («школам, спортивным командам, и только тем, кто связан с детьми», «тогда я точно знаю, куда и на что пойдут денежные средства или другой вид помощи»). Респонденты советуют: «Хочешь заняться благотворительностью – открой телефонный справочник, найди детские дома, позвони в любой, узнай номер счёта и отправь деньги».
В метро или на улице подают 10% россиян, столько же респондентов доверяют просьбам о помощи, опубликованным в печатных СМИ. Опрошенные отмечают, что почти всегда готовы помочь нуждающимся, а если человек, просящий подаяние, обманывает, то пусть это остаётся на его совести. Многие всё-таки присматриваются к человеку, которому собираются помочь, полагаясь при этом на свою интуицию: «На улице смотрю на внешний вид просящего. В печатных СМИ стараюсь проверить информацию на достоверность. Если не могу этого сделать, полагаюсь на интуицию»; «Как сердце подскажет». Некоторые признаются, что почти всегда доверяют тем, кто просит помощи, стоя у церкви.
Просьбам, размещённым в Интернете (на сайтах СМИ, в блогах и т.п.) доверяют лишь 6% участников опроса: «В Интернете людей не видно, их не прочувствуешь, а текст можно составить любой. Но если кому-то можешь быть полезен, надо помочь. Пусть даже окажется, что из десяти страждущих только одному действительно нужна была помощь, и то хорошо».
Возраст респондентов отразился на результатах опроса следующим образом: людям, просящим милостыню в метро или на улице, чаще всего доверяет молодёжь до 19 лет. Личный контакт для оказания благотворительной помощи необходим прежде всего респондентам в возрасте 30-39 лет и старше 50 лет. Информации о нуждающихся в помощи людях, размещённой на сайтах СМИ и в интернет-блогах, меньше всего доверяют россияне старше 45 лет.
Заказчик: православный журнал «Фома»
Место проведения опроса: РФ, все округа
Время проведения: 6 декабря 2007 – 12 января 2008 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1800 респондентов
Вопрос:
«Доверяете ли Вы людям, которые просят благотворительной помощи… »
У респондентов была возможность выбора любого количества ответов.
Ответы распределились следующим образом:
тем, кого знаете лично 55%
не доверяю никому, кто просит о благотворительной помощи 35%
в метро / на улице 10%
в печатных СМИ 10%
на сайтах СМИ / в блогах и т.п 6%
Некоторые комментарии респондентов:
«Тем, кого знаете лично» – 55%
«Помощь нужно оказывать в первую очередь тем людям, которые находятся рядом с нами. К сожалению, мы часто их не замечаем».
«Большинству из тех, кто просит, просто нужно выпить. Быть их спонсором нет никакого желания».
«Сейчас вообще сложно кому-либо доверять».
«Очень много попрошаек, а мне кто поможет?»
«Мне кажется, что люди, которым действительно нужна помощь, о ней не просят. Но вообще бывает всякое, и помогать людям надо».
«Доверяю иногда».
«Много мошенников. Лучше помогу тем, кого знаю».
«Не доверяю никому, кто просит о благотворительной помощи» – 35%
«Это очень хорошо организованная цепочка мошенников».
«Не хотят работать! Бездельники и тунеядцы!»
«Это лохотрон».
«Слишком много мошенников, сделавших это своей профессией».
«Никогда не давала ни копейки».
«Когда "умирающие с голода" люди на твоих глазах выбрасывают еду, которую ты предлагаешь им вместо денег, перестаёшь верить вообще всем».
«Не люблю попрошаек».
«Очень много обмана!»
«В метро / на улице» – 10%
«Бог велел делиться».
«В принципе я доверяю всем и стараюсь помогать по мере возможностей».
«Я поступаю по велению сердца, а если эти люди не нуждаются в помощи и обманывают меня, то пусть это будут их проблемы».
«Помогаю по мере сил. В этих ситуациях доверие для меня не имеет значения».
«В печатных СМИ» – 10%
«Такие просьбы более правдоподобны. Ясно, что людям деваться некуда».
«Я знаю благотворительный фонд "Правила добра", он действительно помогает детям, и не только из детских домов. Им верю. А вообще, в наше время нельзя верить даже себе».
«В любом случае следует любым возможным способом проверить достоверность ситуации, а также благонадёжность организации или инициативной группы, которая занимается благотворительностью, и только после этого оказывать посильную помощь».
«На сайтах СМИ / в блогах и т.п.» – 6%
«В последнее время есть несколько блогеров, занимающихся различного рода милосердными делами. Им я доверяю на 100%. А попрошаек даже в некотором роде опасаюсь».
«Всё зависит от ситуации. Иногда верю, а иногда смотрю и вижу, что обманывают».
«Это зависит от ситуации».