Как показали результаты опроса, проведённого
Исследовательским центром портала SuperJob.ru в начале января 2008 года, не курят 62% россиян, при этом процент некурящих выше среди женского населения нашей страны (67%), среди мужчин же сторонников здорового образа жизни несколько меньше (58%).
Женщины, не страдающие никотиновой зависимостью, справедливо считают, что незачем «портить кожу, волосы, здоровье... и ещё платить за это деньги». Мужчины отмечают, что курение это «зло», «чума 21 века, с которой никто всерьёз не борется», «вредно, противно и не нужно». Среди некурящих респондентов немало тех, кто курил в прошлом, но сумел расстаться с этой привычкой: «Бросил, стало заметно легче и дешевле жить»; «Бросила шесть с половиной лет назад, о чём совершенно не жалею!». В свою очередь многие из тех, кто курит, хотели бы бросить «эту отвратительную привычку», но, по их словам, это «очень трудно», да и напряжённый ритм жизни не позволяет достичь желаемого. «Когда работа нервная, не курить невозможно», - оправдываются они.
В том, что реклама табачных изделий способствует распространению курения, убеждены 77% россиян: среди некурящих так думают 85%, а среди курящих - 67% наших соотечественников. По мнению большинства опрошенных, «реклама – двигатель торговли, а значит, чем активнее товар рекламируется, тем чаще он покупается», поэтому «государство и общественные организации должны развернуть массированную и последовательную кампанию по борьбе с курением», а «рекламу табачных изделий необходимо запретить, ведь табак – наркотик». По мнению большинства опрошенных, воздействию рекламы наиболее подвержена молодёжь, «неокрепшие умы», на которые в первую очередь и нацелена реклама табака, утверждающая, что сигарета – неотъемлемый атрибут красивой и успешной жизни.
Несмотря на то что большинство россиян считают рекламу табачных изделий причастной к распространению курения, никто из опрошенных нами курящих респондентов не назвал её в качестве причины, побудившей их взять первую в жизни сигарету. Чаще всего россияне начинают курить из-за того, что это присуще их окружению, а также ради возможности испытать новые ощущения: «Было интересно попробовать что-то новое»; «Был молодым и глупым»; «Хотелось казаться взрослым»; «Хотелось узнать, что за ощущения испытывает курящий человек»; «Это расслабляет»; «Курили все друзья».
Место проведения опроса: РФ, все округа
Время проведения: 10 января 2008 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 3000 респондентов
Вопрос:
«Курите ли Вы?»
Вариант ответа Все Мужчины Женщины
да 38% 42% 33%
нет 62% 58% 67%
Некоторые комментарии респондентов:
«Нет» – 62%
«Бросила шесть с половиной лет назад, о чём совершенно не жалею!»
«Я придерживаюсь здорового образа жизни, а курение только вредит».
«Глупо гробить здоровье».
«Никогда и не начинала! Другим тоже не советую!»
«Бросил, стало заметно легче и дешевле жить...»
«Разумеется, нет! Это опасно для здоровья! Считаю необходимым принятие закона об ограничении числа мест, в которых позволительно курить! И в особенности на улицах!»
«Курение отнимает время от работы».
«Жизнь и так слишком коротка!»
«Да» – 38%
«Бросаю. Это очень тяжело, но, думаю, с этим справиться необходимо».
«Первую сигарету выкурил в 20 лет. Ещё не пытался бросать».
«Курю мало, всю жизнь бросаю».
«А почему бы не курить, жизнь такая...»
«Иногда курю от скуки».
«Пытаюсь бросить, но пока безрезультатно».
«Надоело, хочу бросить».
«В компаниях, когда вокруг курят».
«Курил, курю и буду курить».
Вопрос:
«Как Вы считаете, реклама табачных изделий способствует распространению курения?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
«Да» – 77%
«Надо запрещать такую рекламу».
«Реклама – двигатель торговли, следовательно, чем активнее товар рекламируется, тем чаще он покупается».
«Поменьше рекламы, побольше антирекламы!»
«Нужно больше рекламировать здоровый образ жизни».
«Реклама провоцирует молодое поколение. И все розыгрыши, организуемые табачными компаниями, также служат этой цели».
«Поколение растёт больное и слабое здоровьем, поэтому реклама сигарет и их продажа в обычных магазинах недопустимы».
«Всенепременно! Особенно подвержены этому дети и подростки! Поверьте психологу».
«Конечно, ведь она действует на неокрепшие умы, создаёт мнение, что использовать определённый продукт – это модно, современно».
«Да, но это не основная причина распространения курения».
«Нет» – 19%
«Социальная неустроенность – вот главный фактор распространения курения в любой стране, а в нашей особенно».
«Кто курит, тот курит, а кто против, того никакая реклама не заставит!»
«Каждый человек способен делать выбор...»
«Привязанность многих людей к курению – лишь один из признаков неблагополучной жизни. Люди нервничают и с помощью курения, как им кажется, пытаются избавиться от стресса. На самом деле они "сажают" внутренние органы, главным образом лёгкие и сердце».
«Многое зависит от окружения курильщика».
«Курить начинают из-за окружения, компании. С кем поведёшься, от того и...»
«Затрудняюсь ответить» – 4%
«Должна быть иная реклама – о вреде курения, без указания названий сигарет».
«В рекламе всегда показывается взаимосвязь курения и "красивой жизни". Молодёжь не может отделять зёрна от плевел и ведётся не столько на рекламу табака как такового, сколько именно на то, что сигареты – непременный атрибут престижного человека. Но по-настоящему умным людям плевать на рекламу, они озабочены своим здоровьем, т. е. не курят».
«Всё зависит от отношения конкретного человека к данному вопросу».
Результаты опросов на тему курения, проведённых ранее, можно посмотреть здесь.