ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ. ОНИ НЕ ЗНАЛИ, ЧТО "ЭТО НЕВОЗМОЖНО"...
В эти дни исполняется годовщина двух крупных операций Великой Отечественной Войны. В 1942 году Красная Армия пыталась прорвать блокаду Ленинграда, чтобы спасти умирающий с голоду город. В 1944 году вместе с партизанскими соединениями поставили под угрозу окружения крупнейшую группировку противника. В обоих случаях Красная Армия делала, что современные западные армии считают невозможным...
ГОРОД, КАКИХ НЕ ЗНАЛ СССР...
К январю 1942 года в СССР стали ясны масштабы трагедии, разворачивающейся в блокадном Ленинграде. Самое страшное время было ещё впереди, кольцо осады замкнулось лишь 8 сентября 1941 года и блокада продолжалась "всего" пять месяцев. Однако уже в эти месяцы стало ясно: в городе нет достаточного количества продовольствия, медикаментов, одежды. При "нормальной" численности населения около 3 миллионов человек, в Ленинграде скопились миллионы беженцев, не считая 400 тысяч осуждённых и 700-тысячной группы советских войск (РККА, ВМФ, НКВД). Общая численность попавших в Ленинградскую блокаду граждан СССР оценивается историками цифрой от 6 до 9 миллионов человек. Обеспечение такого количества людей в рамках одного города в СССР не было налажено нигде. Даже население Москвы, крупнейшего мегаполиса СССР согласно Всесоюзной переписи населения 1939 года составляло "всего лишь" 4 131 633 человека. То есть Ленинград по численности населения к моменту начала блокады оказался фактически самым большим городом Советского Союза. А учитывая, что большинство тех, кто находился в Ленинграде были - беженцы, то есть женщины, старики, дети, раненные, то ситуация складывалась запредельно сложная.
Миллионам людей грозил голод. Смертельный. И это хорошо понимали в Ставке Верховного Главнокомандования. Именно поэтому маршалом Борисом Михайловичем Шапошниковым была разработана операция по деблокированию Ленинграда. Эта задача вписывалась в стратегический план общего наступления Красной Армии на всех фронтах. Однако смысл операции был чётко ясен и высшему командованию и командному составу и каждому красноармейцу (политинформации в Красной Армии проводились отнюдь не для "галочки").
7 января 1942 года началась операция, получившая название Любанской. Начать Любанскую наступательную операцию внезапно не удалось: немецкая разведка зафиксировала приготовления к ней и сделал выводы. Командующий гитлеровской группой армий "Север" Вильгельм фон Лееб просил у Гитлера разрешения отвести войска, но из Берлина пришла команда - воевать.
"ГЛАЗАМИ ВРАГА"
В наше время "историки" от либерализма любят рассказывать о том, что Красная Армия вела наступление толком не подготовившись, не имея артиллерии, не сосредоточив в зоне главных ударов авиацию и вообще - дескать, гнали солдат на убой. Издаются неизвестно откуда взявшиеся "воспоминания ветеранов", написанные профессиональным литературным языком и т. д.
С такими "согражданами" приходится интересоваться, как выглядели события в глазах врага. Примечательный, нужно сказать, опыт. Вот что рассказывал об этих днях полковник вермахта Хартвиг Польман в своей книге "900 дней боёв за Ленинград" о днях Любанской операции (Польман Х. 900 дней боёв за Ленинград. Записки немецкого полковника/ Wolchow. 900 tagekampfum Leningrad. - М.: Центрполиграф, 2005. -206 с.). :
"Советская армия намного превосходила немецкие войска в снаряжении и подготовке к зимней войне, в условиях глубокого снега и лютых морозов. ...Транспортировка тяжёлого оружия и предметов снабжения осуществлялась на санях. Двигатели машин и танков были нечувствительны к низким температурам, гусеницы были шире. ... Более высокая подвижность противника и превосходство его войск ... постоянно приводили к тому, что немецкие войска часто попадали в окружение, а опорные пункты вынуждены были пробиваться с боем . ... В эти дни не знали только то, что здесь, в районе Волхова, русские уже никогда не выпустят инициативу из своих рук. ".
Польман (гитлеровский полковник Польман!) неоднократно отмечает то, что "не помнят" современные спекулянты от истории (зубовы, радзинские, познеры и прочие сванидзе): Красная Армия шла на Любанскую операцию с чёткой целью - спасать советских людей, умирающих от голода в блокированном Ленинграде.
Роковую роль сыграли несколько обстоятельств. В первую очередь, необходимо учитывать, что у командного состава Красной Армии просто не было опыта стратегических масштабных операций. И дело здесь не в мифических "сталинских чистках". В командном составе Красной Армии попросту не было достаточного количества командиров, имевших опыт полноценных войн. После Гражданской войны 1917-1922 гг. была нарушена преемственность боевого опыта. Поэтому, как выразился немецкий полковник Польман, в своей книге: "Сталин сделал такую же ошибку, что и Гитлер, - он хотел наступать одновременно на всех участках фронта и поэтому нигде не добился решающей победы".
После взятия Мясного Бора и Теремца-Курляндского Красная Армия прорвала оборону противника. Наступление Красной Армии с 24 января 1942 года ускорилось, но участок прорыва оставался крайне узким. Бои за его расширение успеха не принесли. К 19 февраля значительная часть наступающих войск вошла в образовавшийся "котёл". Наступление на Любань продолжалось до 2 марта, но не привело к успеху: удар "растопыренными пальцами" оказался слишком слаб, частям Красной Армии попросту не хватило сил для продолжения наступления. Не удалось частям Красной Армии и предотвратить угрозу окружения. 15 марта 1942 года немецкие войска начали наступление, результатом которого стало окружение частей 2-й Ударной армии. Впрочем, трагедия 2-й ударной армии описана многократно...
Не хватило сил для поддержки наступления и силам Ленинградского фронта, встречный удар которого мог серьёзно осложнить положение немецких войск. Однако голод и недостаток боеприпасов уже сказали своё слово.
Но наступление 2-й ударной армии, а также - 59-й и 54-й армий РККА оттянули на себя около 15 дивизий вермахта, предотвратив новые штурмы Ленинграда (которых истощённые защитники могли и не выдержать). Более того, остановить наступление советских войск немцам удалось только перебросив с Западного фронта шести дивизий и одной бригады. Группа армий "Север" оказалась уже не способна провести повторное наступление на Тихвин для соединения с финскими войсками. Таким образом, пусть и неудачное и завершившееся "котлом" наступление поставило гитлеровские войска под Ленинградом в положение единственно-возможной позиционной войны. Уже упоминавшийся Польман отмечает, что "создание прочного фронта" немецкое командование почитало большой удачей.
Безусловно, имели место крупные просчёты: несогласованность действий наступающих армий, неподготовленность как командования и личного состава, так и экономики страны к операции, слишком сжатые сроки, крупные недочёты в управлении войсками, отсутствие внимания к подготовке и контрдействиям противника, отсутствие надлежащей дорожной сети... Немалую роль сыграло и предательство командующего 2-й ударной армией Андрея Власова.
Но при всём при том Ленинград устоял. И немалая заслуга в этом - солдат и офицеров Красной Армии, осуществивших Любанскую операцию. Если ознакомиться с дневниками гитлеровских солдат и офицеров, становится очевидным: к октябрю 1942 года В Группе армий "Север", а особенно в тех частях, которые держали блокаду Ленинграда было очень мало тех, кто верил в победу Германии...
СОБИРАЛИСЬ В ПОХОД ПАРТИЗАНЫ...
Интересно, что ситуация на участке фронта в районе города Мозырь Гомельской области зимой 1944 года чем-то напоминала ситуацию на участке Любанской операции. Здесь также наличествовала стратегическая цель: освобождение Минска, столицы Советской Белоруссии. Однако и в этот раз решительного численного превосходства над противником Красная Армия обеспечить не могла. Но и командование Красной Армии было уже не то: воевать - научились.
В январе 1944 года перед Константином Константиновичем Рокоссовским была поставлена относительно "скромная" задача: силами 61-й и 65- армий, а также - 16-й Воздушной армии 1-го Белорусского фронта разбить группировку гитлеровских войск в районе Мозыря и сформировать плацдарм для будущего наступления на направлении Бобруйск-Минск.
Противостояла войскам Красной Армии 2-я армия гитлеровской Германии. На этом направлении занимали оборону 9 пехотных и 2 танковые дивизии, 3 дивизиона штурмовых орудий, кавалерийский полк. Сравнительно легко подсчитать, численность гитлеровских войск , не смотря на то, что изо всех "Свободных энциклопедий" численность войск вермахта аккуратно удалена, а потери гитлеровской Германии занижены на несколько порядков. Численность войск, находившихся в распоряжении Рокоссовского не более чем на 10% превышает численность войск мозырской группировки вермахта. При таких условиях ни один западно-европейский генерал наступление не начнёт: ещё Клаузевиц немецким по белому учил - для успешного наступления необходимо трёхкратное превосходство над численностью обороняющихся.
Но к Красной Армии это не относилось. 8 января 1944 года части Красной Армии начали наступление. Бои оказались упорными, но на выручку частям Красной Армии пришли белорусские партизаны. Во-первых, с их помощью в тыл гитлеровцам были переправлены два кавалерийских корпуса: 2 и 7 Гвардейские корпуса. Кавалеристы не читали "умных" "историков", насмехавшихся над наличием кавалерии в составе Красной Армии, поэтому без сомнений и колебаний перерезали пути снабжения немецких войск на передовой, буквально парализовав немецкие тылы.
А партизанские соединения, перегруппировавшись и вооружив сочувствующих из местного населения, продолжили наводить порядок в тылу и немцев. Порядок был советский. Немцы пытались протестовать, но - недолго. 61-я армия перерезала железную дорогу и шоссе Калинковичи-Жлобин и обошла гитлеровскую группировку с Севера. Учитывая, что 65-я армия начала обходить немцев с Юга, а партизаны, получив помощь с "Большой Земли" к 14 января вместе с армейскими частями вышибли врага из Калинковичей и Мозыря, реальность для гитлеровцев настала безрадостная.
К 30 января 1944 года, потеряв более 10 тысяч солдат и офицеров убитыми, 2-я армия вермахта вынуждена была отступить. Бобруйская группировка была обойдена с Юга (позднее оттуда и будет нанесён удар, приведший к окончательному её разгрому).
Учитывая, что безвозвратные потери Красной Армии в ходе Калинковичско-Мозырской операции составили 12 350 человек (у немцев - 10 000), ни о каком соотношении потерь 1:3, когда потери наступающего втрое превышают потери обороняющегося, речи не идёт! Сказки о том, что "шапками закидали" - оставьте полуграмотным соплякам и убеждённым русофобам!
Приближается День 75-летия Победы в Великой Отечественной Войне. И сегодня как никогда важно помнить: как ни дорого заплатил советский народ за эту победу, ни одну из жертв людей, приближавших Победу нельзя считать напрасной. И прежде чем говорить пренебрежительно "шапками закидали" стоит проверять данные. На основе подлинных документов. Именно понимание ценности принесённых жертв и сохранение памяти о победах предков отличает человека от скота. Например - от Андрея Макаревича, который никак не может понять "сколько ещё мы будем проводить парады".
Столько, сколько существует Россия. А кому не нравится: чемодан-аэропорт - к чёрту!