опубликовал
Plu
2752 дня 5 часов 46 минут назад
Во многих городах, имеющих богатую историю, остро стоит проблема сохранения архитектурного наследия. Если в Европе о сохранности пекутся городские мэрии, то в Санкт-Петербурге ситуация несколько иная.
В европейских странах давно научились совмещать сохранение облика старинных городов с улучшением качества жизни горожан и приведением его к современным стандартам. Это происходит потому, что жители сравнительно небольших стран любят то малое, что имеют, и дорожат им. В старинной архитектуре – красота и изящество, через нее человек ощущает связь с предыдущими поколениями и ответственность перед поколениями будущими за все, что он творит. Конечно, и в Европе немало соблазнов снести старые каменные или деревянные дома и понастроить на их месте стеклобетонных коробок.
На этом те, кто предлагает
строительство домов под ключ, могут неплохо заработать, а кто-то – удовлетворить амбиции. Однако мэры европейских городов – фигуры, во-первых, выборные, а во-вторых, подсудные. Поэтому, каков бы ни был соблазн, они прекрасно понимают, что в случае слишком вольного обращения с историческим наследием их могут в лучшем случае не переизбрать.
По иному дела обстоят в культурной столице России. Губернатор Северной Венеции фигура, во-первых, не выборная, а назначаемая из Кремля. Поэтому для того чтобы оставаться на своем месте, ей не обязательно быть уважаемой и любимой горожанами, главное – дружить с премьер-министром и президентом. По этой же причине Валентине Ивановне можно не опасаться судебных разбирательств. Справедливости ради, конечно, стоит отметить, что проблемы с сохранностью архитектурного наследия возникали в Петербурге и до «воцарения» госпожи Матвиенко. Однако только под её чутким руководством разрушение старого города приняло характер эпидемии – целые кварталы были уничтожены в центре города.
Что возникнет на их месте – пока неизвестно, возможно вскоре в газетах появятся объявления: «строительство домов бань и других объектов в историческом центре Петербурга. Причем аварийность многих снесенных зданий под большим вопросом, да и методика доведения здания до аварийного состояния отработана давно – дом расселяется на капитальный ремонт, затем несколько лет на него не находят денег, за это время здание промораживается, продувается и промачивается, и затем на вполне законных основаниях объявляется аварийным. Скандал вокруг «Охта-центра», возведение которого, безусловно, катастрофично для облика города, несколько оттеняет общую ситуацию с сохранностью архитектурных памятников в Санкт-Петербурге. Гражданским активистам понятно одно – если смольнинская бригада будет и дальше с таким же упорством «выкашивать» исторический центр, то через несколько лет Петербурга просто не будет.