Бакалавр, магистр...
57% россиян не приветствуют переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования.
Место проведения опроса: РФ, все регионы
Время проведения: 11 сентября 2007 года
Исследуемая совокупность : экономически активное население РФ старше 18 лет
Размер выборки: 1800 респондентов
Вопрос:
Как Вы считаете, будет ли способствовать переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования (бакалавр – магистр) повышению качества высшего образования, его востребованности экономикой и социальной сферой нашей страны?
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Да 26%
Нет 57%
Затрудняюсь ответить 17%
Больше половины опрошенных нами россиян считают, что переход на двухуровневую систему высшего образования не только не будет способствовать повышению качества обучения, а еще больше усугубит и так непростое положение, в котором пребывает сегодня российская высшая школа. Респонденты уверены, что России не стоит перенимать западную систему образования: «Слепое следование требованиям европейской системы высшего образования приведет к слабой подготовке будущих специалистов»; «Как обычно, мы подстраиваемся под Америку. Все сломаем, потратим деньги, а потом поймем, что раньше было лучше, и снова все сломаем»; «Погоня за Западом никогда не давала положительных результатов, насколько мне известно»; «У России своя эффективная (советская) система образования, и не стоит уподобляться Западу или кому-либо еще».
Также участники опроса считают, что, поскольку сегодня высшее образование становится платным, эта реформа приведет не к повышению качества образования, а к росту цен на него: «К сожалению, образование в России стало в основном платным. И сколько бы уровней образования ни придумали, цель одна – выкачивание денег. На этих уровнях разными будут только цены»; «Если магистерское образование станет платным (к чему сейчас все идет), то это, безусловно, ударит по качеству образования в целом: далеко не все смогут "потянуть" его, и мы получим целую армию недоученных врачей, инженеров, юристов»; «Качество образования зависит от мотивированности студентов и преподавателей. Сегодня, увы, целью окончания вузов стало получение (выкуп) престижного диплома, а не качественного образования...»; «Только хуже будет. Еще один сбор денег...»
Некоторые респонденты и вовсе сомневаются в том, что такое понятие, как бакалавриат, имеет право на существование: «Я считаю, что бакалавриат недостаточен для эффективной работы, так как отсутствует специальность (предметы, относящиеся непосредственно к специальности, как правило, читаются на 5-м курсе), бакалаврам не присваивается квалификация. Иначе говоря, научили всему и в то же время ничему. Во-вторых, по личному опыту могу сказать, что работодатели настороженно относятся к соискателям, имеющим степень бакалавра, считая их образование не высшим, а незаконченным высшим»; «Неполное высшее образование (ныне степень бакалавра) раньше образованием не считалось. На работу с таким образованием не брали»; «На какую должность может претендовать бакалавр по приходу на работу? И чем отличается среднее профессиональное образование от неполного высшего?»; «В России хорошая система образования, и плодить недоучек-бакалавров смысла не имеет».
Сторонниками перехода на двухуровневую систему высшего образования, судя по результатам опроса, оказались 26% россиян. По их словам, «эта система содержит в себе гораздо больше мотивирующих к обучению факторов, нежели старая», «это позволит гражданам более свободно чувствовать себя на мировом рынке труда». При этом респонденты уточняют, что реформа будет эффективной при условии, что «поменяют систему магистерского образования, ведь бакалавры на сегодняшний день имеют действительно хорошую подготовку, а вот магистры не соответствуют тому уровню, который подразумевает эта степень».
17% опрошенных затруднились с ответом: «Это абсолютно не важно. Главное то, что у нас очень нечестная система образования. Нужно, чтобы все высшее образование было бесплатным»; «Не в разделении качество, а в преподавателях»; «Практика покажет»; «Знаю только, что сегодняшнее качество высшего образования оставляет желать лучшего».