|
ФОРУМ ГРОБОВЩИКОВ
опубликовал
tvalen
3947 дней 2 часа 57 минут назад
Следовало ли ожидать, конструктивную, программу от людей
(делегатов, гайдаровского форума) не способных на объективную оценку, “вчерашней” экономической политики?
ФОРУМ ГРОБОВЩИКОВ
Следовало ли ожидать, конструктивную, программу от людей
(делегатов, гайдаровского форума) не способных на объективную оценку, “вчерашней” экономической политики?
Умный, предвидит. Ответственный, действует по унифицированным алгоритмам. Анализирует, допущенные ошибки, оценивает возможности и цену, минимизации ущерба. Подсчитывает, оставшиеся ресурсы, анализирует текущие условия и на базе, скорректированной методологии, разрабатывает новую модель развития. Ничего подобного не продемонстрировал гайдаровский форум, собравший множество, высоко оплачиваемых бюджетом, экономистов, а Председатель Правительства
Д. Медведев и вовсе заявил, что в экономической политике, прошлого ошибок нет, а ситуация, ухудшается по объективным причинам, описанным экономистами мирового уровня. Для “убедительности”, привел пример не имеющий отношения к российской экономике.
Попробуем назвать причины замедления экономики и понять субъективные и объективные факторы, сформировавшие негативный тренд.
Главные:
- Модель роста, стимулируемого притоком, иностранных инвестиций, исчерпала себя. Тормозила рост, в условиях растущего потока валютной выручки, а в условиях стабилизации и спада. К реформам, стимулирующим развитие, опирающееся на внутренние ресурсы, кредитования и потребления, так и не приступили, заменив их, устаревшей, болтовней об инвестиционном климате, призванном реанимировать, погибшую модель;
- Крупные корпорации, принадлежащие российским семьям, проигрывают соревнование, публичным транснациональным корпорациям. Ориентированы на : прибыль, достаточную для обеспечения, заданного, уровня потребления семей; рост расходов на защиту собственности в местах, генерации и накопления прибыли, ввиду, низкого, уровня социально – политической легитимации, что снижает горизонты планирования;
- Высокая стоимость коммерческого кредита;
- Последствия вступления в ВТО;
- Низкий уровень защиты собственности.
Побочные:
- Дефицит площадок c развитой, производственной и социальной, инфраструктурой;
- Дефицит квалифицированных специалистов;
- Сложные процедуры согласования, разрешительных документов.
Все факторы, внутренние. К серьезным, внешним факторам, можно отнести лишь изменение тренда на ре индустриализацию в развитых экономиках, что затруднит, привлечение, прямых, иностранных, инвестиций в перспективе.
С побочными факторами, Правительство и руководители ряда Регионов, начиная с 2003г, с разной степенью эффективности, борются, а отрицательные, даже усиливаются.
Кредит. Это не только средства для развития, но и механизм выведения (заталкивания) экономики из тени (в тень). Если, общедоступный, кредит, находится в зоне, гарантированного, не возврата, а доступ, к льготному кредиту, зависит от персональных решений отдельных людей, то без не формальных договоренностей его не получить. Поскольку, в расходах предприятий, “благодарственные платежи” не предусмотрены, то с момента договоренности, действия руководителя предприятия, выстраивающего схемы, обеспечивающие генерацию “благодарственных платежей”, выходят за рамки закона,- создаются предпосылки для изъятия предприятия. О факте, нарушений знают все. Особенно получатели “благодарственных платежей” и их кураторы. Остается,- “глубже, копнуть”. Понимает ситуацию и собственник, вынужденный, ради оптимизации возможных потерь, извлекать, в свою пользу, часть оборотных средств, понижая возможности развития и легитимность бизнеса. Победа “нулевых” по вытаскиванию экономики из налогового криминала, путем изменения администрирования и запрета сборов, превышающих 100% дохода, девальвировалась через ловушку криминала, кредитного.
В момент, перехода к рынку и последующие годы, экономическая элита, пыталась перехитрить судьбу, сделав скачек в пост индустриальную экономику и финансовую систему c низким уровнем инфляции, ценой снижения аграрного и индустриального потенциала, включая и меры, затрудняющие доступ к внутренним, инвестиционным ресурсам, что привело к :
- зависимости финансовой системы от цен и объемов, импортируемых товаров, сформировало базу, неконтролируемой инфляции;
- разрушению базы, равной конкуренции, обеспечивающей подавление инфляции;
- деградации системы подготовки квалифицированных кадров, снижению качества, человеческого капитала.
Действия ЦБ, по :
- укреплению курса рубля, в период бурного притока валюты, вместо плановой, ежегодной девальвации на 2 – 3%, сдерживали накопление ЗВР, сжимали денежную массу, дискриминировали производителей товаров внутреннего спроса в борьбе с внешними конкурентами, снижали возможности экспортеров и инвестиционную массу для новых проектов;
- ускоренной либерализации валютного законодательства, на фоне, отсутствия механизмов, повышающих стоимость “бегущего капитала”, привели к зависимости экономики от внешних кредиторов, сумма которых, сегодня, на треть, превышает ЗВР;
- привязке ставки рефинансирования к прогнозному уровню инфляции и пренебрежение контролем, кредитной политики банков, сделали, коммерческий кредит не доступным, а банковскую систему, спекулятивным институтом, обслуживающим теневую экономику;
Без действие ЦБ по контролю за использованием :
- внешних кредитов, привело к становлению механизмов псевдо кредитования, позволяющих, искусственно снижать, налогооблагаемую базу “заемщиков” и стимулировать утечку капитала для увеличения кредитной массы, “иностранных инвесторов”;
- выборочных льготных кредитов, привело к неоправданному завышению цен, возводимых объектов,- источник инфляции и база нового вида бизнеса,- заработать на строительстве, оставить банку, заведомо не окупаемый, проект.
Действия Правительства, по:
- субсидированию и целевому финансированию, отдельных, коммерческих проектов, привели к стабилизации системы, дискриминационного кредитования и тратам средств, достаточных для обеспечения, общедоступного кредитования производителей;
- вливанию денег в коммерческие проекты, предоплаты по государственным закупкам вместо, предоставления налоговых льгот и гарантий оплаты по факту поставки ( завершения работ), расширили базу воровства и не целевого использования, выделяемых средств;
- массированным закупкам техники и оборудования, по принципу: ” у нас нет, купим у них”, вместо : ”у нас не производят сегодня,- создать условия, чтобы производили, завтра”, ухудшили условия, выживания и модернизации, профильных предприятий, оттолкнули прямые иностранные инвестиции, нарастили потенциал, текущих и будущих, валютных расходов на сервисное обслуживание, что усиливает компоненту, ухудшающую качество баланса внешней торговли, снижает, научный и технологический, потенциалы страны.
Без действие Правительства по :
- разработке, современного администрирования импорта, позволяющего учитывать прибыль участников, отталкиваясь от цены, внешнего производителя и следуя к цене, отечественного розничного торговца, приводит к значительному недобору средств федерального бюджета, разрушает условия, равной, конкуренции, как среди импортеров, так и по линии импорт – внутренний производитель, криминализирует импорт;
- созданию условий, дискриминирующих анонимный и оффшорный, бизнесы, приводит к росту коррупции, разрушает, равную, конкуренцию;
- разработке комплексной программы легитимации, собственности исходя из критериев эффективности и созданию условий для, не криминального, становления новых проектов, стимулирует рейдерские захваты, подталкивает, собственников к использованию механизмов, оффшорного, псевдо кредитования в качестве анти рейдерской страховки. Это, в свою очередь, негативно влияет на, макро - экономические, показатели и капитализацию предприятий, лишает суды, возможности разбираться по закону при рассмотрении споров, хозяйствующих субъектов, как друг с другом, так и государством. Наглядное подтверждение тому мы увидели в суде Лондона,- Абрамович – Березовский, где суд вынес понятийное решение, исходя из симпатий к одному из участников циркового представления. Разговоры о реформировании судов, подталкивание их в сторону независимости, в отрыве от легитимации собственности, ни на сантиметр, не приблизит страну к справедливому суду.
В мире, существует четыре, главных, источника развития : Образованное население, трудоспособного возраста; емкость рынка, внутреннего потребления; печатный станок резервных валют и сырьевые ресурсы. Трудовые ресурсы, России, ограничены; рынок внутреннего потребления, в одинаковой степени, может стать как локомотивом роста, так и тормозом развития. При ставке на наращивание потенциала потребления, в условиях, отсутствия резервных мощностей и неблагоприятной среды для становления новых производств, произойдет наращивание импорта и окончательная гибель производителей, ориентированных на замещение импорта; льготный доступ к внешнему “станку”, при курсе на суверенизацию не возможен; с ресурсами повезло. Ошибки придется исправлять. Чем позднее, тем болезненнее и дороже.
Простых решений нет. Радует одно : Раньше политика экономистов – гробовщиков, тормозила рост, благосостояния низов,- плевать. Завтра, ощутимо, ударит по “козырным тузам”. Тогда, гробовщики, разрушавшие условия для развития с опорой на внутренние ресурсы, ответят сторицей.
ВАЛЕНТИН ДНЕПРОВ
|