|
Может ли государство победить коррупцию?
опубликовал
fidelis
4833 дня 3 часа 42 минуты назад
В этой статье, автор высказывает свою точку зрения по поводу существования коррупции в недрах государственного аппарата управления и возможных путях ее нивелирования до приемлемого уровня
«Может ли государство победить коррупцию»?
(мнение среднего россиянина)
Социальное явление, о котором пойдет речь, имеет многовековую историю, и знакомо каждому гражданину. Вряд ли найдется в мире страна, где коррупция не существует. Даже в Сингапуре, в городе-государстве, в котором коррупция, в массовом масштабе истреблена, но отдельные случаи все же, происходят. Конечно, если сравнивать Сингапур и Россию, то на фоне нашего многострадального отечества можно смело утверждать, что в этом крупнейшем мировом центре пересечения торгово-морских путей коррупция, как социальное явление «почила в бозе». Что страшное, мы слышим в этом слове, что заставляет нас, залезь в свой кошелек, и говорить все про себя «доколе» платить должны кому-то сей оброк. Обратимся к Большому энциклопедическому словарю в котором говорится: коррупция (от. лат. corruptio - подкуп) - прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения. Как правило, сопровождается нарушением законности. В юридическом словаре мы находим следующую формулировку: коррупция – общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения нетрудовых доходов. В словаре иностранных слов под коррупцией подразумевается подкуп, продажность должностных лиц, политических деятелей. И наконец, в словаре русских синонимов под коррупцией подразумевается – подкупность, продажность, разложение. Есть и другие формулировки, но по нашему мнению и этих достаточно, чтобы уяснить смысл и опасность такого грозного врага государства, как коррупция.
Одним и первых борцов с коррупцией, оставившим след в мировой истории, был шумерский царь Урукагина, который управлял городом-государством Лагаша в XXIV веке до нашей эры. Правда даже жестокие пытки и наказания не могли до конца отвратить местных жителей от пагубной привычки «брать мзду». Интересный, на наш взгляд, сделал вывод один из министров Бхараты (Индия) в IV веке до нашей эры, опубликовавший под псевдонимом Каустилья трактат «Артхашастра», что в переводе означает: «наука о достижении полезного». По его мнению: « имущество царя не может не присвоено, даже в малой степени, ведающими, этим имуществом». Вывод уничижительный и даже печальный, ибо получается, люди на заре развития цивилизации знали, что такое коррупция и уже в глубокой древности боролись с этим явлением, но не победили.
Даже мировые религии внесли свой вклад в борьбу с коррупцией, не помогло. Ибо коррупция, порождение государства, и образно выражаясь, подобна мифической гидре, которой, когда голову отрубают, вырастает две, две отрубают, вырастает четыре и так, до бесконечности. Как можно победить такое чудовище? Правда, Геракл нашел выход, он прижигал отрубленные головы огнем, у него получилось, у нас пока нет. В живучести коррупции, есть что-то общее от живучести государственного аппарата. Статистика показывает, что после очередной реформы, государственный аппарат со временем восстанавливает свою численность и даже приумножает ее. Надо полагать, что и коррупция, таким образом, приумножается, прямо пропорционально, количеству новых чиновников. Если проанализировать документы, родившиеся в недрах государства, то они в большей степени носят декларативный характер. В них есть все, и ничего. Поэтому стоит говорить о психологии коррупции и изучать ее как социальное явление не только с позиций юридических наук, но и с точки зрения таких наук, как психология, философия, социология, политология и др. Альтруизм, сегодня не в моде. Поэтому, людей, готовых жить плохо, ради других, чтобы остальные люди жили хорошо, очень немного. Это, как правило, люди глубоко верующие, или неизлечимо больные. А когда человек серьезно болен, то готов заплатить любую цену за свое исцеление. В том числе и отказаться от мирской жизни. Но есть и другая категория граждан, которые хотят иметь все сразу, и при жизни. Им наплевать на то, что будет потом, после смерти. Тем более, что наука до сих пор не ответила на сакраментальные вопросы, интересующий человечество не одну сотню лет: Существует ли загробная жизнь? В чем смысл существования человека? Поскольку на эти вопросы современная наука не может ответить, люди будут вкладывать свое понятие в смысл существования человека, где решение проблем материального благополучия отнюдь не на последнем месте. Тем более, что государство способно удовлетворить потребности отдельных своих граждан, обладающих властными полномочиями, создавая благодатную почву для расцвета коррупции. Государство и коррупция, как два сиамских близнеца –неразделимы. Ибо одно, есть порождение другого. Поэтому тезис: « победить коррупцию нельзя, но успешно бороться с ней – можно», сегодня также актуален, как и тысячу лет назад.
Как же успешно бороться с коррупцией, исходя из того, что она непобедима? В нашем понимании, действия государственного аппарата, направленного на борьбу с самим собой должны осуществляться следующим образом: на законодательном уровне- в федеральных законах о правительстве, о местном самоуправлении, о государственной службе и т.п. внести изменения, а именно: ограничить количество чиновничьих должностей до оптимального количества, необходимого для управления. Прописать в законе основное правило: увеличивать штат чиновников нельзя, сокращать можно. В качестве примера, в Советском Союзе около 800 чиновников вполне успешно решало поставленные задачи, в современной России чиновничья братия уже в несколько раз превысила это число, но качество управления не улучшилось. На практике получилось, чем больше чиновников, тем больше мздоимцев. Практически получается, любой начальник психологически стремится обеспечить максимальный комфорт на работе, то есть каждый начальник стремится к меньшей загруженности, за счет своих помощников, которым он делегирует свои полномочия, разгружая, таким образом, свою служебную занятость. Чиновник любого ранга всегда стремится доказать обоснование и целесообразность введения в штат новых единиц, которые облегчат ему выполнение своих служебных обязанностей. Если бы зарплата чиновника находилась в прямой зависимости от количества помощников, то руководитель стремился бы их наоборот, сокращать. Такой подход необходимо также закрепить законодательно, то есть отказался от одного заместителя, получи прибавку к жалованью. В уголовный кодекс необходимо внести изменения по поводу ужесточения ответственности за должностные преступления. Чиновник, уличенный во взятке, или другом должностном преступлении, после осуждения не имеет право занимать государственные должности до скончания своей жизни. К примеру, в Финляндии, полицейский взявший взятку, даже если его не осудят, никогда больше не сможет устроиться на приличную работу, как на государственной службе, так и в бизнесе. Такая особенность законодательства, убивает у финских полицейских желание пополнить свой бюджет за счет сограждан. Нам тоже стоит использовать зарубежный опыт в борьбе с коррупцией. Поэтому в статьи 290; 291; 304УК РФ и некоторых других, которые в будущем должны предусматривать конфискацию имущества необходимо внести поправки, то есть если в ходе следствия выяснится, что подсудимый оформлял имущество, или иные материальные ценности на своих ближайших родственников, или иных лиц, то имущество, а равно иные ценности, юридически принадлежащие другим лицам, а на деле являющиеся собственностью подсудимого, полученной незаконным путем, подлежат конфискации. Замещение любых вакантных должностей на государственную службу следует производить только на конкурсной основе. Основанием для отказа кандидату может служить работа его ближайших родственников в коммерческих структурах, независимо от занимаемой должности и профиля коммерческой организации.
При приеме на государственную службу необходимо проводить специальную проверку на наличие криминальных связей, судимости, имущественного положения, источников дохода у кандидатов, в том числе конфиденциальную информацию из независимых источников. Кандидаты должны быть персонально предупреждены и психологически готовы к тому, что могут в любой момент стать объектом оперативной разработки со всеми вытекающими правовыми последствиями.
В системе подбора профессиональных кадров на замещение вакантных государственных должностей необходимо проводить тщательный психологический подбор и изучение личностей кандидатов с использованием тестовых методик, детектора лжи, а также новейших психологических разработок, направленных на всестороннее изучение психологических особенностей будущих чиновников. К примеру, в одном из московских НИИ разработана методика получения информации о человеке на уровне подсознания. Она позволяет выявить значимые ценностные ориентации у респондента, причем он не может контролировать правдивость своих ответов. Если человек очень любит деньги, то с большей долей вероятности можно сделать вывод о том, что данный индивид будет стремиться к их обладанию в большем количестве, чем он имеет в настоящее время. Такой человек, если будет занимать государственную должность, на которой возможно получение каких-либо доходов помимо зарплаты, воспользуется представленной возможностью. Почему бы не использовать эту отечественную разработку в системе профессионального отбора, тем более, что в структуре противодействия коррупции кадры- ключевой компонент. мешало бы и нам взять этот метод на вооружение. Зарубежный кадровый менеджмент предполагает три основных критерия, по которым оцениваются кандидаты на замещение вакантных должностей. Это образование, опыт работы и психологическая совместимость. Отечественные работодатели используют гораздо больше оценочных индикаторов, иногда даже в ущерб качеству. В нашем случае разработка профессионально значимых индикаторов для оценки степени пригодности кандидатов на государственную службу, применительно к той, или иной должности была бы хорошим подспорьем для сотрудников кадровых служб.
Неплохо бы при каждом субъекте иметь комиссию по профессиональной этике госслужащих. В комиссию рекомендовать сотрудников, имеющих безупречную репутацию, желающих работать в подобной структуре. Это организация должна собирать всю негативную информацию о своих сотрудниках на стадии досудебного расследования, рассматривать жалобы граждан, использовать свои возможности для получения конфиденциальной информации. Проводить профилактическую деятельность, к примеру, если чиновник еще не совершил должностного преступления, но уже установил контакт с заинтересованными в его услугах лицами. Такая комиссия должна иметь имеет юридическое право передавать имеющуюся негативную информацию о сотрудниках в следственные органы, должна иметь право получать оперативную поддержку у следственных органов при проведении специальных мероприятий (организация слежки и прослушивания объекта оперативной разработки).
Комиссия по этике при субъектах должна иметь право проводить негласную проверку структурных подразделений, входящих в субъект государственной власти в плановом и внеплановом порядке. Должна быть независимой в своих действиях от региональных органов государственной власти и подотчетной только аналогичной структуре, но на федеральном уровне.
Вновь принятые на государственную службу чиновники должны давать клятву прилюдно. Текст клятвы, и порядок ее принятия необходимо оформить в виде приложения к федеральному закону о государственной службе. Кроме этого для верующих чиновников предусмотреть религиозный ритуал принятия клятвы по церковному канону, в соответствие с их религиозно-конфессиональной принадлежностью.
Для чиновников, увольняемых с государственной службы с формулировкой «недоверие администрации», разработать и законодательно утвердить правила проведения ритуала «общественного позора и презрения». как меру общественного осуждения.
Предлагаемые автором меры противодействия коррупции необходимо экспериментально апробировать в одном из субъектов Российской Федерации с организацией постоянного мониторинга.
В качестве превентивных и профилактических мер, в программы вузов, осуществляющих профессиональную подготовку кадров для нужд государственного и муниципального управления внести соответствующие дополнения и изменения, а именно, на протяжении всей учебы проводить психологическое тестирование и изучение личных особенностей студентов, для составления психологического портрета и психологической характеристика, на предполагаемых кандидатов на государственную службу. По окончанию обучения администрация вуза должна иметь право рекомендовать наиболее отличившихся студентов на государственную службу или наоборот, отказывать в рекомендации. Срок действия характеристики - рекомендации 1 год. По окончанию этого срока администрация вуза не несет ответственности за подготовку кадров.
Для борьбы с групповой коррупцией активно использовать агентурную деятельность соответствующих силовых структур. Необходимо отметить, что этой вид коррупционных взаимоотношений является самым опасным не по причине своей массовости, а по причине своего разлагающего действия на государственных чиновников. К примеру, возьмем систему пенитенциарных учреждений ГУИН. Ни для кого не секрет, что в отдельных подразделениях этого ведомства сложилась устойчивая система коррупционных контактов между подследственными и теми, кто их охраняет. Новый сотрудник, придя в такой коллектив, вынужден тоже брать взятки, чтобы не стать «изгоем» среди своих. Ибо в противном случае его, или подставят, или заставят уйти самому. В этой системе существует свой прейскурант на оказание заключенным определенных услуг. Начальство об этом, как правило, знает, но молчит. Зарплата у контролеров невелика, а психологическая нагрузка достаточно тяжелая, кроме этого существует большой риск заболеть туберкулезом, или другой какой-нибудь болезнью, поэтому желающих работать по данной специальности, несмотря на выслугу год за полтора, не так уж много. Кадровый голод заставляет начальников сквозь пальцы смотреть на шалости своих подчиненных, считая это издержкой профессии. И они в чем то, по своему, правы. В изолированных, замкнутых коллективах, где отсутствует необходимый контроль за деятельностью подчиненных, риск возникновения устойчивой, коррупционной группы, связанной круговой порукой, чрезвычайно велик, а профотбор является в большинстве случаев простой формальностью.
Следующий элемент комплексных мер по противодействию коррупции включает в себя мотивацию граждан на выполнение своего гражданского долга, как, к примеру, в Германии, где законопослушный бюргер, увидев у соседа дорогую иномарку, оповещает налоговую службу об этом. Соответствующие службы быстро определяют законность, или незаконность приобретения собственности, а бдительный гражданин получает материальное вознаграждение за свою информацию. Общественное мнение не считает такого человека стукачом, а скорее наоборот, всячески поощряет такие действия своих граждан. В России, несколько иная ситуация, ибо у наших граждан не в почете такие поступки, тем более, что правовой нигилизм россиян имеет глубокие исторические корни. Тем не менее, при определенной поддержке СМИ, активной антикоррупционной политике государственных органов власти, активной работе общественных организаций, партий, разъяснительной работе священнослужителей можно сформировать в обществе позитивное отношение законопослушных граждан, к активной гражданской позиции, по преодолению коррупции с помощью и таких мер, как конфиденциальное информирование гражданами, Федеральную налоговую службу, МВД, ФСБ, и иные государственные структуры.
Апробация предлагаемых комплексных мер, на примере одного субъекта позволит выявить положительные и отрицательные стороны рекомендуемых нововведений, позволит определить эффективность используемых мер, и наконец, позволит приобрести драгоценный опыт в противодействии коррупции, и, кстати, мы, наконец, получим ответы на свои вопросы: Заинтересованно ли государство в борьбе с коррупцией? Сможет ли государство победить коррупцию в своих рядах? Пусть даже в отдельно взятом субъекте федерации. В качестве послесловия: интересно было бы узнать, если дело дойдет до эксперимента, какой субъект федерации добровольно согласится быть объектом исследования?
В качестве дополнения следует отметить, что эта статья была написана мною около двух лет назад. Конечно, в стране за это время кое -что произошло в позитивную сторону, но многое осталось по- прежнему. В глазах обычных граждан борьба с коррупцией выглядит очередной кампанией, которая на первоначальном этапе широко освещается всеми средствами массовой информации, а потом потихонечку умирает в недрах государственного аппарата. Поэтому, четкого и внятного ответа на вопрос: «сможет ли государство победить коррупцию», у нас нет.
|