опубликовал
Rio
5372 дня 2 часа 42 минуты назад
Уже три месяца как мы живем в 2010 году, но российские интернетчики все еще продолжают подводить итоги прошедшего года. Одна из интересных тем – стартапы в Интернет. Отметился ли 2009 год чем-то интересным в этом смысле?
Похоже, что нет. Несмотря на то, что в 2009 году спектр услуг по разработке сайтов был достаточно широким, на рынке стартапов в основном появлялись более или менее интересные клоны уже существовавших к этому времени проектов. Возможно, кризисный 2009 год, приостановивший или заметно снизивший инвестиции куда-либо вообще, можно больше охарактеризовать периодом накопления сил, чем периодом ярких дебютов.
Между тем одну интересную тенденцию, пока еще не раскрывшуюся в полной мере, можно выделить. Эта тенденция -
создание сайта компании или организации, предлагающей свои услуги в области он-лайн консультирования. Здесь в 2009 году было несколько удачных проектов. Например, эксперты выделяют питерский проект Marva.ru, буквально заставивший всколыхнуться сообщество консультантов, совершенно не ожидавших, что посредством Интернет можно добиваться каких-то серьезных успехов в этом виде деятельности, почти не терпящим каких-то стандартных, «коробочных» решений.
Безусловно, создание интернет магазина для предприятия, торгующего электроникой или бытовой техникой, является гораздо более понятной для инвестора формой предоставления инвестиций. Однако и на такого рода «подвиги» в 2009 году «тянуло» немногих. Инвестор в ушедшем году был как никогда осторожен. Он либо требовал гарантий вложений, либо готов был вкладывать деньги уже в готовые для монетизации проекты. Естественно, никто никаких гарантий ему предоставить не мог, а готовых для успешного «переваривания» проектов, до сих пор существовавших на энтузиазме, никогда много не было, нет, и не будет много.
Сохранилась, хотя и стала чуть менее заметной, региональная дискриминация по месту происхождения стартапов. Если его «родиной» является Москва, то шансов у него получить поддержку будет в несколько раз больше, чем, скажем, в Питере или Новосибирске. Между стартапами Москвы и других регионов – дистанция огромного масштаба, которую компенсировать, пожалуй, в ближайшей перспективе не представляется возможным.
Между тем, именно регионы имеют еще неиспользуемый потенциал, который может быть задействован в оказании помощи стартапам. Дело в том, что в двух столицах число пользователей Интернета приближается к той цифре, за которой масштабный рост рынка уже невозможен. Зато в регионах, где процент пользователей в разы меньше, перспектива роста рынка сохраняется.