Лениградская Правда
22 NOVEMBER 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
| |
все | лучшие за неделю | лучшие за месяц | лучшие за год


5
Создание флотского мега-вуза в Кронштадте обойдется в 100 миллиардов
опубликовал milstar 5618 дней 17 часов 15 минут назад
http://nvo.ng.ru/forces/2009-06-26/4_Kronshtadt.html

В Петербурге началась реализация очередного этапа масштабного проекта по созданию объединенного военного учебно-научного центра (ВУНЦ) «Военно-морская академия». Согласно утвержденным планам, практически все морские учебные заведения города переедут в Кронштадт.
Одного острова не хватит

Создание флотского мега-вуза в Кронштадте обойдется в 100 миллиардов
2009-06-26 / Даниил Борисов - Собственный корреспондент "НГ" по Санкт-Петербургу

В Петербурге началась реализация очередного этапа масштабного проекта по созданию объединенного военного учебно-научного центра (ВУНЦ) «Военно-морская академия». Согласно утвержденным планам, практически все морские учебные заведения города переедут в Кронштадт. На грандиозный переезд планируется потратить около 100 млрд. руб. Обоснованность подобных трат вызывает сомнения у специалистов.

ВУНЦ в Кронштадте станет одним из десяти мегавузов, которые создаются в рамках военной реформы. На территории одного комплекса разместятся прославленные морские учебные заведения города на Неве – Академия имени адмирала флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова, Военно-морской инженерный институт, Морской корпус Петра Великого, Мореходная школа ВМФ, Нахимовское военно-морское училище, Кронштадтский морской кадетский корпус и другие. Филиалами ВУНЦ станут Балтийский военно-морской институт имени адмирала Ф.Ф.Ушакова, Тихоокеанский военно-морской институт имени С.О.Макарова, Мореходная школа во Владивостоке. Помимо образовательных учреждений в Кронштадте будет размещен научный комплекс, в состав которого войдут несколько научно-исследовательских институтов.

Согласно предварительным расчетам, в объединенном вузе будут обучаться свыше 13 тыс. курсантов. С учетом персонала, преподавателей и научных работников, многим из которых придется переехать в Кронштадт, население этого небольшого острова удвоится. Все это потребует строительства инфраструктуры и даже увеличения площади острова за счет намыва новых территорий. В целом ВУНЦ может занять около 700 га – почти половину нынешней площади острова.

Таким образом, создание ВУНЦ по масштабам затрат сопоставимо с такими крупными проектами, как, например, переезд Конституционного суда в Петербург (9,5 млрд. руб.) или строительство газпромовского небоскреба «Охта-центр» (60 млрд. руб.). От последнего проект ВУНЦ, правда, отличается тем, что оплачивается целиком из госбюджета. Переезд должен быть окончательно завершен в 2013 году. Чтобы уложиться в обозначенные сроки, из бюджета должно быть выделено почти 100 млрд. руб. Основная сумма (72 млрд. руб.) пойдет на модернизацию существующих фондов и строительство новых. Создание учебно-материальной базы обойдется в 20 млрд. руб. Непосредственно переезд учебных заведений потребует сравнительно небольших расходов – около 3 млрд. руб.

Процесс создания ВУНЦ разбит на несколько этапов. Первый, подготовительный, стартовал в прошлом году и на данный момент завершен. Сейчас идут работы по второму этапу, который подразумевает создание объединенной Военно-морской академии (ВМА) как юридического лица. Военно-морские институты в рамках этого этапа входят в состав ВУНЦ и теряют самостоятельность. На этом, собственно, заканчивается независимость учебных заведений, многие из которых могут похвастать вековой историей. Согласно распоряжению правительства РФ, формальное объединение должно завершиться 1 июля 2009 года.

Учащиеся и абитуриенты военно-морских вузов не почувствуют изменения сразу. Пока в Кронштадте будет идти строительство, институты и училища будут функционировать на старых местах. Физическое объединение вузов, то есть дружная передислокация в Кронштадт, запланировано на конец 2012 – начало 2013 года. К этому времени на острове должно быть все готово к приему.

ОЧЕНЬ ДОРОГИЕ ТРАДИЦИИ

Беспрецедентные траты средств, которые выделяются на создание ВУНЦ, в Минобороны оправдывают довольно пространно. Согласно концепции создания ВУНЦ, он необходим «для удовлетворения потребностей флота в высококвалифицированных кадрах, способных обеспечить реализацию и защиту национальных интересов РФ в Мировом океане». То есть предполагается, что действующие учебные заведения эти потребности не обеспечивают. Также колоссальные инвестиции оправдываются желанием «повысить эффективность и качество образовательного процесса, обеспечить непрерывность и преемственность профессионального образования, сохранять и приумножать национальные традиции в воспитании и обучении военных кадров для ВМФ». Неясно только, какое отношение к достижению этих целей имеет ликвидация самостоятельных учебных заведений, являющихся носителями этих самых традиций, и как поможет в сохранении и приумножении традиций расходование 100 млрд. руб. на переезд с одного места на другое. На фоне этих трат объяснение, что создание ВУНЦ необходимо «для оптимизации расходования выделяемых ресурсов на обеспечение образовательной, научной, административно-хозяйственной и других видов деятельности», выглядит, мягко говоря, несколько странно.

На эти странности и противоречия обратили внимание ветераны флота, а также преподаватели морских учебных заведений. В их среде сформировалась инициативная группа, выступающая против реформы. Около 60 человек подписались под обращением к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой наложить вето на проект. «Перевод военно-морского института из одного места в другое – это событие под стать глобальному, это фактически уничтожение прежнего ВМИ и появление абсолютно нового. Сколько времени уйдет на становление нового ВМИ на новом месте? Для сравнения: в советское время, когда народно-хозяйственная система была отлажена и работала, период реновации составлял семь лет, то есть за такой срок новый объект проектировался, разрабатывался и начинал работать с полной отдачей. А по проекту на перевод нескольких ВМИ в Кронштадт определен срок – всего пять лет. Такой подход нельзя назвать даже несерьезным, по сути – это спланированный развал системы военно-морского образования», – говорится в обращении.

«Никакого смысла в переезде нет, – сказал «НВО» депутат Госдумы адмирал Владимир Комоедов, кстати, выпускник училища имени Фрунзе. – Это ужасные реформы. За пять лет создать инфраструктуру для столь крупного вуза невозможно. Для этого понадобится не один десяток лет».

Ветераны флота, кстати, убеждены, что если сомнительный проект интенсивно проталкивается – ищи за ним корыстные интересы. «Не служат ли кому-то лакомой приманкой те питерские земли и территории, на которых исторически расположены военно-морские институты?» – спрашивают авторы письма.

И УЛУЧШИТЬ РОЖДАЕМОСТЬ В КРОНШТАДТЕ

Судьба зданий и территорий, где сейчас располагаются морские учебные заведения, пока не определена. Судя по всему, многие из этих объектов будут проданы. Например, земля и недвижимость яхт-клуба ВМФ, который также войдет в состав кронштадтского комплекса, выставлены на аукцион со стартовой ценой почти в 1 млрд. руб. И это при том, что яхт-клуб занимает всего 5 га на Васильевском острове.

Многие из зданий, которые могут быть высвобождены после переезда морских институтов, являются охраняемыми памятниками. Например, как сообщили «НВО» в городском комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, высокий статус имеет здание на Васильевском острове, где располагается Морской корпус Петра Великого (бывшее Высшее военно-морское училище имени М.В.Фрунзе). Особняк на набережной, построенный в 1799 году, является объектом культурного наследия федерального значения, памятником архитектуры классицизма. Кроме того, он расположен в охранной зоне. Несмотря на все ограничения, связанные с исторической ценностью здания, стоимость подобного объекта может оказаться крайне высокой. Заметим, что на торгах Фонда имущества Петербурга земля на Васильевском острове стоит в среднем около 15 млн. долл. за гектар, а в данном конкретном случае расценки могут быть значительно выше.

Впрочем, у проекта создания ВУНЦ есть и сторонники из числа людей, не относящихся напрямую к флоту. В администрации Кронштадтского района, например, убеждены, что переезд учебных заведений благотворно скажется на жизни острова. «Для Кронштадта – это новые рабочие места, улучшение демографической ситуации, приток инвестиций, градостроительные преобразования территорий военных городков, которые в настоящее время находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, – рассуждает глава районной администрации Александр Горошко. – В городе будут развиваться предприятия, в том числе малого и среднего бизнеса, обеспечивающие деятельность ВУНЦ. Кроме того, Кронштадту будет наконец возвращено его историческое назначение как учебной базы ВМФ».

Напомним, что возвращение Петербургу статуса морской столицы началось еще с решения о переводе в город Главного штаба ВМФ России. Этот план также вызвал много споров и дискуссий. Подготовка Адмиралтейства к приему штаба хотя и не идет полным ходом, но сам проект, оцененный экспертами в 50 млрд. руб., считается действующим.

 
Комментарии
добавил milstar 5618 дней 17 часов 12 минут назад
Флот обойдется без уникальных специалистов?
Печальные последствия грядущей передислокации Военно-морского инженерного института
2009-07-03 / Леонид Белышев - контр-адмирал в отставке, профессор Академии военных наук

Здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.
Фото Виктора Литовкина
Реформа, проводящаяся в Вооруженных силах России, по замыслу ее организаторов должна придать армии и флоту новый облик, оптимизировать все стороны их организации и деятельности, способствовать осуществлению прогрессивных преобразований в сфере военного строительства. Слов нет, цели поставлены благие. Однако, как справедливо отмечалось на заседании круглого стола «НВО», военную общественность крайне тревожит целый ряд предпринимаемых при этом мер, в частности, создание военного учебно-научного центра «Военно-морская академия» в Кронштадте.

ТОЛЬКО В ЭТОМ ВУЗЕ

В прошлом номере «НВО» уже говорилось о том, что в состав ВУНЦ должны войти в качестве обособленных структурных подразделений пять вузов ВМФ с развертыванием части из них в новом месте дислокации, в том числе и Военно-морской инженерный институт (ВМИИ), расположенный в Санкт-Петербурге (Главное Адмиралтейство) и в городе Пушкине Ленинградской области. Именно на это учебное заведение возложена исключительная ответственность за подготовку для Российского флота инженеров высшей квалификации.

ВМИИ – единственное учебное заведение в системе военного образования России, которое выпускает специалистов по эксплуатации атомных энергетических установок подводных лодок стратегического и многоцелевого назначения, комплексных систем управления корабельными техническими средствами, электроэнергетических систем, паросиловых, газотурбинных и дизель-электрических установок, а также в области поисково-спасательного обеспечения сил флота, строительства и ремонта кораблей ВМФ и др.

Институт готовит указанных выше специалистов на соответствующих факультетах с использованием учебно-материальной базы и тренажеров, созданных промышленностью, в здании Главного Адмиралтейства и в Пушкине в течение нескольких предыдущих десятилетий. Первым среди военных учебных заведений ВМИИ успешно прошел в 2006-м и в 2009 году аттестацию и аккредитацию в Минобороны России, подтвердив высокий уровень технического оснащения и профессиональной подготовки курсантов.

На 25 кафедрах ВМИИ сегодня преподают более 20 докторов наук и профессоров, свыше 140 кандидатов наук, доцентов и старших научных сотрудников, 15 академиков и членов-корреспондентов специализированных академий РФ, заслуженных деятелей науки и техники России.

Учебно-материальная база института является уникальной по составу, уровню соответствия современным требованиям и стоимости. Здесь следует назвать прежде всего учебно-тренировочный комплекс (УТК) с имитацией действующей атомной энергетической установкой (АЭУ) – наземным прототипом корабельной АЭУ; многоцелевой УТК комплексов электроэнергетических систем кораблей, УТК обеспечения живучести корабля с комплексом средств борьбы с пожарами и водой; УТК водолазной подготовки, УТК автоматизированных средств управления техническими средствами корабля и др. Эти комплексы не подлежат демонтажу и перемещению в любое другое место без нарушения их работоспособности. На новом месте дислокации института эти УТК придется создавать заново, на что может потребоваться не менее 10 лет и финансирование, равное по объему не менее 50% стоимости современного корабля с АЭУ.

Сегодня на кафедрах ВМИИ развернуты научно-исследовательские лаборатории с уникальными экспериментальными установками, действуют собственные научные школы, живут вековые традиции гардемаринов и морских офицеров, из поколения в поколение поддерживается добротная система обучения и воспитания военно-морских инженеров. Выпускники института служат и пользуются авторитетом профессиональных специалистов на всех флотах. После окончания военной службы эти офицеры успешно трудятся в промышленности и научных организациях России. Недаром должность командира электромеханической боевой части на всех кораблях, которую, как правило, замещают инженеры-механики факультетов ВМИИ, является высоко престижной и, по существу, второй после командира по значимости для обеспечения боевой готовности, подготовки экипажа к эксплуатации технических средств, борьбы за живучесть корабля при боевых и аварийных повреждениях.

Исходя из современной и ближнесрочной (до 2014 года) потребности ВМФ в пополнении офицерскими кадрами, институту необходимо в общей сложности ежегодно давать путевку в жизнь 200 специалистам. Они нужны для замещения вакантных должностей в экипажах кораблей действующей группировки, новой постройки и послезаводских ремонтов, а также в штатах различных флотских структур.

Полноценная подготовка этих специалистов может быть обеспечена только на учебной и экспериментальной базе ВМИИ и невозможна в гражданских вузах. Недопустимо снижение требовательности к знаниям, умениям, навыкам офицеров, на которых возложены обязанности, связанные с организацией действий экипажей при борьбе за живучесть кораблей в случае боевых и аварийных происшествий. Ибо это может привести к тяжелым последствиям не только для одного конкретного корабля, но и для всего региона, где базируется соединение ВМФ.

Между тем при всей очевидной необходимости постоянного пополнения флота офицерами-инженерами и готовности ВМИИ решать эту задачу в 2009 году институту предписано набрать на каждую специальность, кроме «Строительство и ремонт подводных лодок и надводных кораблей», всего по 10 курсантов. Как следует из сравнительного анализа потребного количества выпускников ВМИИ для пополнения кадров флота и директивных указаний Минобороны, заявки кадровых органов ВМФ могут быть удовлетворены не более чем на 25%.

Что касается специальности «Строительство и ремонт подводных лодок и надводных кораблей», то в текущем году директивными документами Минобороны институту на нее вообще не разрешен набор курсантов. Хотя освоившие эту специальность инженеры составляют основу первичных должностей офицеров дивизионов живучести, контроля и военной приемки на предприятиях судостроительной промышленности и судоремонтных заводах.

Такие радикальные меры по сокращению количества инженеров-механиков никоим образом не вытекают из перспектив развития Российского флота, не диктуются уточнением задач, возлагаемых на флот в мирное и военное время и не связаны с корректировкой Военной доктрины РФ..

http://nvo.ng.ru/forces/2009-07-03/5_flot.html
Для того, чтобы оставить комментарий к этому материалу, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru