Лениградская Правда
10 APRIL 2025, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
| |
все | лучшие за неделю | лучшие за месяц | лучшие за год


5
Создание флотского мега-вуза в Кронштадте обойдется в 100 миллиардов
опубликовал milstar 5757 дней 11 часов 8 минут назад
http://nvo.ng.ru/forces/2009-06-26/4_Kronshtadt.html

В Петербурге началась реализация очередного этапа масштабного проекта по созданию объединенного военного учебно-научного центра (ВУНЦ) «Военно-морская академия». Согласно утвержденным планам, практически все морские учебные заведения города переедут в Кронштадт.
Одного острова не хватит

Создание флотского мега-вуза в Кронштадте обойдется в 100 миллиардов
2009-06-26 / Даниил Борисов - Собственный корреспондент "НГ" по Санкт-Петербургу

В Петербурге началась реализация очередного этапа масштабного проекта по созданию объединенного военного учебно-научного центра (ВУНЦ) «Военно-морская академия». Согласно утвержденным планам, практически все морские учебные заведения города переедут в Кронштадт. На грандиозный переезд планируется потратить около 100 млрд. руб. Обоснованность подобных трат вызывает сомнения у специалистов.

ВУНЦ в Кронштадте станет одним из десяти мегавузов, которые создаются в рамках военной реформы. На территории одного комплекса разместятся прославленные морские учебные заведения города на Неве – Академия имени адмирала флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова, Военно-морской инженерный институт, Морской корпус Петра Великого, Мореходная школа ВМФ, Нахимовское военно-морское училище, Кронштадтский морской кадетский корпус и другие. Филиалами ВУНЦ станут Балтийский военно-морской институт имени адмирала Ф.Ф.Ушакова, Тихоокеанский военно-морской институт имени С.О.Макарова, Мореходная школа во Владивостоке. Помимо образовательных учреждений в Кронштадте будет размещен научный комплекс, в состав которого войдут несколько научно-исследовательских институтов.

Согласно предварительным расчетам, в объединенном вузе будут обучаться свыше 13 тыс. курсантов. С учетом персонала, преподавателей и научных работников, многим из которых придется переехать в Кронштадт, население этого небольшого острова удвоится. Все это потребует строительства инфраструктуры и даже увеличения площади острова за счет намыва новых территорий. В целом ВУНЦ может занять около 700 га – почти половину нынешней площади острова.

Таким образом, создание ВУНЦ по масштабам затрат сопоставимо с такими крупными проектами, как, например, переезд Конституционного суда в Петербург (9,5 млрд. руб.) или строительство газпромовского небоскреба «Охта-центр» (60 млрд. руб.). От последнего проект ВУНЦ, правда, отличается тем, что оплачивается целиком из госбюджета. Переезд должен быть окончательно завершен в 2013 году. Чтобы уложиться в обозначенные сроки, из бюджета должно быть выделено почти 100 млрд. руб. Основная сумма (72 млрд. руб.) пойдет на модернизацию существующих фондов и строительство новых. Создание учебно-материальной базы обойдется в 20 млрд. руб. Непосредственно переезд учебных заведений потребует сравнительно небольших расходов – около 3 млрд. руб.

Процесс создания ВУНЦ разбит на несколько этапов. Первый, подготовительный, стартовал в прошлом году и на данный момент завершен. Сейчас идут работы по второму этапу, который подразумевает создание объединенной Военно-морской академии (ВМА) как юридического лица. Военно-морские институты в рамках этого этапа входят в состав ВУНЦ и теряют самостоятельность. На этом, собственно, заканчивается независимость учебных заведений, многие из которых могут похвастать вековой историей. Согласно распоряжению правительства РФ, формальное объединение должно завершиться 1 июля 2009 года.

Учащиеся и абитуриенты военно-морских вузов не почувствуют изменения сразу. Пока в Кронштадте будет идти строительство, институты и училища будут функционировать на старых местах. Физическое объединение вузов, то есть дружная передислокация в Кронштадт, запланировано на конец 2012 – начало 2013 года. К этому времени на острове должно быть все готово к приему.

ОЧЕНЬ ДОРОГИЕ ТРАДИЦИИ

Беспрецедентные траты средств, которые выделяются на создание ВУНЦ, в Минобороны оправдывают довольно пространно. Согласно концепции создания ВУНЦ, он необходим «для удовлетворения потребностей флота в высококвалифицированных кадрах, способных обеспечить реализацию и защиту национальных интересов РФ в Мировом океане». То есть предполагается, что действующие учебные заведения эти потребности не обеспечивают. Также колоссальные инвестиции оправдываются желанием «повысить эффективность и качество образовательного процесса, обеспечить непрерывность и преемственность профессионального образования, сохранять и приумножать национальные традиции в воспитании и обучении военных кадров для ВМФ». Неясно только, какое отношение к достижению этих целей имеет ликвидация самостоятельных учебных заведений, являющихся носителями этих самых традиций, и как поможет в сохранении и приумножении традиций расходование 100 млрд. руб. на переезд с одного места на другое. На фоне этих трат объяснение, что создание ВУНЦ необходимо «для оптимизации расходования выделяемых ресурсов на обеспечение образовательной, научной, административно-хозяйственной и других видов деятельности», выглядит, мягко говоря, несколько странно.

На эти странности и противоречия обратили внимание ветераны флота, а также преподаватели морских учебных заведений. В их среде сформировалась инициативная группа, выступающая против реформы. Около 60 человек подписались под обращением к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой наложить вето на проект. «Перевод военно-морского института из одного места в другое – это событие под стать глобальному, это фактически уничтожение прежнего ВМИ и появление абсолютно нового. Сколько времени уйдет на становление нового ВМИ на новом месте? Для сравнения: в советское время, когда народно-хозяйственная система была отлажена и работала, период реновации составлял семь лет, то есть за такой срок новый объект проектировался, разрабатывался и начинал работать с полной отдачей. А по проекту на перевод нескольких ВМИ в Кронштадт определен срок – всего пять лет. Такой подход нельзя назвать даже несерьезным, по сути – это спланированный развал системы военно-морского образования», – говорится в обращении.

«Никакого смысла в переезде нет, – сказал «НВО» депутат Госдумы адмирал Владимир Комоедов, кстати, выпускник училища имени Фрунзе. – Это ужасные реформы. За пять лет создать инфраструктуру для столь крупного вуза невозможно. Для этого понадобится не один десяток лет».

Ветераны флота, кстати, убеждены, что если сомнительный проект интенсивно проталкивается – ищи за ним корыстные интересы. «Не служат ли кому-то лакомой приманкой те питерские земли и территории, на которых исторически расположены военно-морские институты?» – спрашивают авторы письма.

И УЛУЧШИТЬ РОЖДАЕМОСТЬ В КРОНШТАДТЕ

Судьба зданий и территорий, где сейчас располагаются морские учебные заведения, пока не определена. Судя по всему, многие из этих объектов будут проданы. Например, земля и недвижимость яхт-клуба ВМФ, который также войдет в состав кронштадтского комплекса, выставлены на аукцион со стартовой ценой почти в 1 млрд. руб. И это при том, что яхт-клуб занимает всего 5 га на Васильевском острове.

Многие из зданий, которые могут быть высвобождены после переезда морских институтов, являются охраняемыми памятниками. Например, как сообщили «НВО» в городском комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, высокий статус имеет здание на Васильевском острове, где располагается Морской корпус Петра Великого (бывшее Высшее военно-морское училище имени М.В.Фрунзе). Особняк на набережной, построенный в 1799 году, является объектом культурного наследия федерального значения, памятником архитектуры классицизма. Кроме того, он расположен в охранной зоне. Несмотря на все ограничения, связанные с исторической ценностью здания, стоимость подобного объекта может оказаться крайне высокой. Заметим, что на торгах Фонда имущества Петербурга земля на Васильевском острове стоит в среднем около 15 млн. долл. за гектар, а в данном конкретном случае расценки могут быть значительно выше.

Впрочем, у проекта создания ВУНЦ есть и сторонники из числа людей, не относящихся напрямую к флоту. В администрации Кронштадтского района, например, убеждены, что переезд учебных заведений благотворно скажется на жизни острова. «Для Кронштадта – это новые рабочие места, улучшение демографической ситуации, приток инвестиций, градостроительные преобразования территорий военных городков, которые в настоящее время находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, – рассуждает глава районной администрации Александр Горошко. – В городе будут развиваться предприятия, в том числе малого и среднего бизнеса, обеспечивающие деятельность ВУНЦ. Кроме того, Кронштадту будет наконец возвращено его историческое назначение как учебной базы ВМФ».

Напомним, что возвращение Петербургу статуса морской столицы началось еще с решения о переводе в город Главного штаба ВМФ России. Этот план также вызвал много споров и дискуссий. Подготовка Адмиралтейства к приему штаба хотя и не идет полным ходом, но сам проект, оцененный экспертами в 50 млрд. руб., считается действующим.

 
Комментарии
добавил milstar 5757 дней 11 часов 4 минуты назад
Флот обойдется без уникальных специалистов?
Печальные последствия грядущей передислокации Военно-морского инженерного института
2009-07-03 / Леонид Белышев - контр-адмирал в отставке, профессор Академии военных наук

Здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.
Фото Виктора Литовкина
Реформа, проводящаяся в Вооруженных силах России, по замыслу ее организаторов должна придать армии и флоту новый облик, оптимизировать все стороны их организации и деятельности, способствовать осуществлению прогрессивных преобразований в сфере военного строительства. Слов нет, цели поставлены благие. Однако, как справедливо отмечалось на заседании круглого стола «НВО», военную общественность крайне тревожит целый ряд предпринимаемых при этом мер, в частности, создание военного учебно-научного центра «Военно-морская академия» в Кронштадте.

ТОЛЬКО В ЭТОМ ВУЗЕ

В прошлом номере «НВО» уже говорилось о том, что в состав ВУНЦ должны войти в качестве обособленных структурных подразделений пять вузов ВМФ с развертыванием части из них в новом месте дислокации, в том числе и Военно-морской инженерный институт (ВМИИ), расположенный в Санкт-Петербурге (Главное Адмиралтейство) и в городе Пушкине Ленинградской области. Именно на это учебное заведение возложена исключительная ответственность за подготовку для Российского флота инженеров высшей квалификации.

ВМИИ – единственное учебное заведение в системе военного образования России, которое выпускает специалистов по эксплуатации атомных энергетических установок подводных лодок стратегического и многоцелевого назначения, комплексных систем управления корабельными техническими средствами, электроэнергетических систем, паросиловых, газотурбинных и дизель-электрических установок, а также в области поисково-спасательного обеспечения сил флота, строительства и ремонта кораблей ВМФ и др.

Институт готовит указанных выше специалистов на соответствующих факультетах с использованием учебно-материальной базы и тренажеров, созданных промышленностью, в здании Главного Адмиралтейства и в Пушкине в течение нескольких предыдущих десятилетий. Первым среди военных учебных заведений ВМИИ успешно прошел в 2006-м и в 2009 году аттестацию и аккредитацию в Минобороны России, подтвердив высокий уровень технического оснащения и профессиональной подготовки курсантов.

На 25 кафедрах ВМИИ сегодня преподают более 20 докторов наук и профессоров, свыше 140 кандидатов наук, доцентов и старших научных сотрудников, 15 академиков и членов-корреспондентов специализированных академий РФ, заслуженных деятелей науки и техники России.

Учебно-материальная база института является уникальной по составу, уровню соответствия современным требованиям и стоимости. Здесь следует назвать прежде всего учебно-тренировочный комплекс (УТК) с имитацией действующей атомной энергетической установкой (АЭУ) – наземным прототипом корабельной АЭУ; многоцелевой УТК комплексов электроэнергетических систем кораблей, УТК обеспечения живучести корабля с комплексом средств борьбы с пожарами и водой; УТК водолазной подготовки, УТК автоматизированных средств управления техническими средствами корабля и др. Эти комплексы не подлежат демонтажу и перемещению в любое другое место без нарушения их работоспособности. На новом месте дислокации института эти УТК придется создавать заново, на что может потребоваться не менее 10 лет и финансирование, равное по объему не менее 50% стоимости современного корабля с АЭУ.

Сегодня на кафедрах ВМИИ развернуты научно-исследовательские лаборатории с уникальными экспериментальными установками, действуют собственные научные школы, живут вековые традиции гардемаринов и морских офицеров, из поколения в поколение поддерживается добротная система обучения и воспитания военно-морских инженеров. Выпускники института служат и пользуются авторитетом профессиональных специалистов на всех флотах. После окончания военной службы эти офицеры успешно трудятся в промышленности и научных организациях России. Недаром должность командира электромеханической боевой части на всех кораблях, которую, как правило, замещают инженеры-механики факультетов ВМИИ, является высоко престижной и, по существу, второй после командира по значимости для обеспечения боевой готовности, подготовки экипажа к эксплуатации технических средств, борьбы за живучесть корабля при боевых и аварийных повреждениях.

Исходя из современной и ближнесрочной (до 2014 года) потребности ВМФ в пополнении офицерскими кадрами, институту необходимо в общей сложности ежегодно давать путевку в жизнь 200 специалистам. Они нужны для замещения вакантных должностей в экипажах кораблей действующей группировки, новой постройки и послезаводских ремонтов, а также в штатах различных флотских структур.

Полноценная подготовка этих специалистов может быть обеспечена только на учебной и экспериментальной базе ВМИИ и невозможна в гражданских вузах. Недопустимо снижение требовательности к знаниям, умениям, навыкам офицеров, на которых возложены обязанности, связанные с организацией действий экипажей при борьбе за живучесть кораблей в случае боевых и аварийных происшествий. Ибо это может привести к тяжелым последствиям не только для одного конкретного корабля, но и для всего региона, где базируется соединение ВМФ.

Между тем при всей очевидной необходимости постоянного пополнения флота офицерами-инженерами и готовности ВМИИ решать эту задачу в 2009 году институту предписано набрать на каждую специальность, кроме «Строительство и ремонт подводных лодок и надводных кораблей», всего по 10 курсантов. Как следует из сравнительного анализа потребного количества выпускников ВМИИ для пополнения кадров флота и директивных указаний Минобороны, заявки кадровых органов ВМФ могут быть удовлетворены не более чем на 25%.

Что касается специальности «Строительство и ремонт подводных лодок и надводных кораблей», то в текущем году директивными документами Минобороны институту на нее вообще не разрешен набор курсантов. Хотя освоившие эту специальность инженеры составляют основу первичных должностей офицеров дивизионов живучести, контроля и военной приемки на предприятиях судостроительной промышленности и судоремонтных заводах.

Такие радикальные меры по сокращению количества инженеров-механиков никоим образом не вытекают из перспектив развития Российского флота, не диктуются уточнением задач, возлагаемых на флот в мирное и военное время и не связаны с корректировкой Военной доктрины РФ..

http://nvo.ng.ru/forces/2009-07-03/5_flot.html
Для того, чтобы оставить комментарий к этому материалу, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2025, Ленправда
info@lenpravda.ru